Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Неологизмы в политическом дискурсе немецко-язычных сми
Введение
Настоящая дипломная работа посвящена теме «Неологизмы в политическом дискурсе немецкоязычных СМИ».
История изучения неологизмов имеет давние традиции. Неологизм является предметом исследования в разных областях лингвистики и филологии, например, в области лексикологии, лексикографии, словообразовании, культурологи и прагматики. Исследованиями неологизмов занимались такие ученые, как Н.Г. Бабенко, А.А. Брагина, В.А. Гончарова, В.И. Заботкина, В. Карпюк, Е.И. Михеева, М.А. Москвина, М.В. Пащенко, Л.П. Попко, Т.В. Попова, Х. Буссманн, Д. Герберг, М. Кинне и многие другие.
В данной работе неологизмы рассматриваются с позиций семантики и словообразования в рамках дискурсивного подхода.
Актуальность работы. Тема данной работы является актуальной в связи с возрастающей ролью СМИ в нашей жизни, все большей популяризацией политического дискурса и появлением в нем огромного количества активных неологизмов, нуждающихся в тщательной интерпретации.
Актуальность исследования определила цель работы: дать развернутый анализ наиболее популярных неологизмов в современном политическом дискурсе немецкоязычных СМИ.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Неологизмы как предмет лингвистического исследования
1.1.1. Определение понятия
Неологизмы как «слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определенный период в каком-либо языке или использованные один раз («окказиональные» слова) в каком-либо тексте или акте речи» [Большой энциклопедический словарь 1998, 331] в настоящее время интересуют исследователей различных научных дисциплин, поскольку проблема неологизмов считается «пограничной», т.е. изучаемой как в лексикологии, так и в стилистике. Причем изучение неологизма в различных языках началось в разные временные периоды. Например, природа неологизмов во французском языке начала исследоваться еще в эпоху Просвещения, причем французские исследователи фокусируются, по большей части, на лексических методах исследования неологизмов. Английские и американские исследователи обращают внимание на лексикографические вопросы использования неологизмов в речи.
Что касается германистики, здесь можно говорить об особом интересе исследователей в отношении словообразовательных возможностей неологизмов [Карпюк 2009, 91]. Так, Т. Шиппан рассуждает о природе неологизмов в немецком языке следующим образом: «Неологизмами обычно называют новообразования (слова, образованные при помощи словообразовательных моделей) и результаты словотворчества (необычные сочетания формы и значения), пока они воспринимаются обществом как новые образования или когда известен период их образования» (перевод здесь и далее наш) [Schippan 1987, 257].
Заключение
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении и анализе наиболее популярных неологизмов в политическом дискурсе немецкоязычных СМИ. Для достижения цели мы выполнили ряд задач.
Во-первых, нами изучено понятие неологизма. Изучив дефиниции неологизма различных отечественных и зарубежных исследователей, мы пришли к выводу, что неологизмами следует считать слова, появившиеся в языке в определенный период времени и представляющиеся новыми представителям языка, причем чаще всего на новизну слова указывает не только его форма или необычность значения, но и его не фиксированность в словарях.
Во-вторых, нами рассмотрены существующие классификации неологизмов. Согласно проведенному исследованию, неологизмы классифицируются в научной литературе в зависимости от выполняемых функций (номинативные, стилистические и писательские неологизмы), в зависимости от их предназначения (неологизмы, называющие новые понятия; неологизмы – имена собственные; неологизмы для более краткого или выразительного обозначения; неологизмы для достижения поэтического эффекта), в зависимости от их фиксации в языке (общеязыковые и окказиональные неологизмы), в зависимости от способа образования (фонологические, семантические, синтаксические неологизмы и заимствования, лексические и семантические неологизмы) и по другим критериям.