Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Произведения Ф Шопена в курсе специального фортепиано в детской музыкальной школе :
Вопросы методики преподавания и исполнительства
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях перестройки нашего общества возросло значение эстетического вкуса молодежи, т.е. способности к социально-психологической оценке предметов, явлений и ситуаций с эстетической точки зрения, проявления при этом эстетического сознания, а через него и мировоззрения.
Эстетический вкус, как важный компонент эстетического воспитания, органически соединяется с общим процессам формирования гармонически развитого, творчески потенциального подрастающего поколения. Еще в трудах известных теоретиков философии обосновано положение о формировании эстетических вкусов как творческих, сущностных сил человека по «законам красоты»; о вкусе, как важном показателе нравственно-эстетического развития личности, общества в целом.
Формирование эстетического вкуса - это, прежде всего утверждение принципов и критериев красоты, эстетических интересов и потребностей. Его формирование, особенно в подростковом возрасте, легко поддающемся различному влиянию, нуждается в педагогическом руководстве и контроле.
Ученые-педагоги обращаются к проблемам, созвучным с формированием эстетического вкуса, в том числе и в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников. Изучаются эстетические интересы и вкусы с точки зрения социологического анализа (Буров А.И., Лихачев Б.Т.); исследуется система их формирования (Кикнадзе Д.А., Скатерщиков В.К.), сущность эстетических интересов (Верб М.А., Лейбсон В.И., Фохт-Бабушкин С.У.).
Глава I. Произведения Ф. Шопена в курсе специального фортепиано в детской музыкальной школе
1.1. Дидактические и методические особенности обучения игре музыки эпохи романтизма в ДМШ
Обучение игре на фортепиано - это процесс последовательного изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение инструментальных навыков. Поэтому умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества ученика репертуарный план является основной педагогической линией педагога в воспитании ученика – музыканта.
Задача педагогов музыкальной школы – облегчить детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети.
Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Именно репертуар, в частности, произведения эпохи романтизма является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования, самостоятельного творчества: игре по слуху, транспонированию, чтению с листа, игре в ансамбле, умению проаккомпанировать, сочинению и импровизации.
Важное место в репертуаре ДМШ занимает изучение музыки эпохи романтизма. Задача педагога раскрыть перед детьми динамическую взаимосвязь между музыкальным населением прошлого и современной музыкой, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки.
Заключение
В данном исследование были изучены вопросы, касающиеся вопросов методики преподавания и исполнительства произведений Ф. Шопена в курсе специального фортепиано в детской музыкальной школе. На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
1. Обучение игре на фортепиано представляет собой процесс последовательного изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение инструментальных навыков. Поэтому умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества ученика репертуарный план является основной педагогической линией педагога в воспитании ученика - музыканта.
2. Важное место в репертуаре ДМШ занимает изучение музыки эпохи романтизма. Задача педагога раскрыть перед детьми динамическую взаимосвязь между музыкальным населением прошлого и современной музыкой, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки.
3. В музыкальном наследие Ф. Шопена находятся в органическом взаимодействие ассимилированные им музыкальные традиции классической эпохи и атрибутивные черты романтического стиля, преломленные в соответствии с индивидуальной творческой манерой, благодаря чему творчество данного великого композитора оказало значительное влияние как на современников автора, так и на музыкантов последующих эпох.
4. Посредством изучения изучение произведений Шопена ученики знакомятся с романтическим стилем романтического пианизма вообще, приобретают исполнительские навыки, необходимые для изучения и интерпретации большинства произведений, относящихся к данному направлению. Данные особенности дают возможность преподавать творческое наследие композитора Шопена как "образцовую" стилевую модель музыки эпохи романтизма. Педагогические взгляды Шопена при комплексном их рассмотрении выстраиваются в единую систему педагогических принципов, которые основаны на идеях, определявших композиторское и исполнительское творчество музыканта. Педагогические воззрения Шопена при их экстраполяции на музыкальный текст шопеновских сочинений поясняют указанные идеи, раскрывая для учащегося как эстетические установки композитора, так и особенности его исполнительского стиля.