Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности танцевальной культуры осетинского народа
Введение
Актуальность исследования
Современный мир, изобилующий многосторонними новаторскими внедрениями во всех пластах культуры имеет опасную тенденцию утратить свое богатейшее наследие, свой народный фольклор, традиции народа, пришедшие из дальних времен. Глобализация мира, тесно вплетенная в политико-экономические составляющие всех стран, грозит прорваться и в культурную прослойку, что может обернуться тотальной унификацией культуры, утратой национальной, гражданской, этнической самоидентификации. А ведь этнокультурный облик народов Осетии характерен именно своим уникальным неповторимым своеобразием, красивейшими традициями, сохранившимися в танцах и песнях осетинцев. Задача сохранения национальных традиций осетинской культуры может осуществиться в случае непременного обращения к истокам народных знаний, таким как фольклор.
Вопрос сохранения и развития традиций народной культуры тесно переплетается с художественно-творческой и педагогической деятельностью, как один из возможных направлений воспитания личности в духе эстетических и нравственных идеалов народа. Такие этнокультурные ценности, трепетно сберегаемые людьми, способствуют патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, укреплению национального самосознания. Если постоянно решать принципиальные вопросы освоения и усваивания фольклорных традиций, то это будет формировать постоянный интерес к народному осетинскому танцу, проблемам его развития и существования в современных реалиях. Важный атрибут всякой фольклорности любого произведения (а танец — это тоже произведение культуры) — это традиционное начало. Но не нужно ошибочно полагать, что только на традициях и стоит выстраивать дальнейшую культуру, поскольку всякая культура впитывает в себя элементы чуждых и иных культур, если они органично вплетаются в рисунок национального колорита.
Глава 1. Историческая основа формирования осетинского народного танца
1.2. Зарождение танцевальной культуры народа Осетии
Танцевальная культура – одна из древнейших и устойчивых форм народного искусства: в ней ярко сохраняются и ярко проявляются древнейшие элементы. К концу XIX – началу XX в. хореография осетинских танцев теряет связь с комплексом обрядовых действ. Народная хореография осетин имеет глубокие корни: танцы и игры в быту народа занимали важное место. Это отразилось даже в нартском эпосе. Осетинские танцы делятся на медленные, мягкого, плавного рисунка и быстрые, темпераментные с акцентированным и контрастным рисунком.
Женская роль в танцах проявляется в предельной плавности танцевального шага, в выразительности и мягкости движения рук. Строгость, тонкая одухотворенность и грациозность исполнения – основные черты женского танца. Основное средство выразительности в женской хореографии составляют плавные движения рук.
Мужская же роль в танцах предусматривает различные резкие повороты, проходы, прыжки, что, конечно же, не исключает и плавных движений. Положение рук определяется движением ног.
Такая половая специализация восходит к древности. Танец был порожден своеобразными представлениями древнего человека об окружающем мире и безусловно отразил мировоззрение своих субъектов-творцов, т.е. древних людей. С помощью таких изобразительно-выразительных средств, как движенье рук, ног, корпуса, в ходе танца создавались определенные образные картины бытия. «В основе формирования пластики женских танцев лежит реалистическое отражение явлений человеческой жизни и окружающей действительности, облаченные в мифологическую оболочку синкретического женского культа прародительницы, хозяйки домашнего очага, покровительницы всей природы».
Заключение
Осетинский народ чрезвычайно богат танцевально-музыкальной культурой. Наряду с танцевальным наследием развивается и обогащается музыкальный пласт, который всегда был неотъемлемым атрибутом народных танцев.
В республике Осетия существует множество профессиональных и любительских танцевальных коллективов. Особенной любовью и популярностью пользуется Государственный Академический ансамбль народного танца «Алан», неоднократно с блеском представлявший Северную Осетию и Россию на международных фестивалях и конкурсах.
История ансамбля началась в 1938 году, когда композитору Татаркану Кокойти поручили организовать профессиональный ансамбль песни и танца Северной Осетии. Первыми артистами стали вчерашние каменщики и шахтеры, трактористы и кукурузоводы - победители республиканских смотров художественной самодеятельности. Первые концерты были представлены уже через несколько недель репетиций.
Через год коллектив начал активную деятельность – поездки по стране, а потом и за ее пределы всегда имели большой успех у публики. Для многих это было первым знакомством не только с искусством, но и самими представителями осетинского народа. Таким образом, с первых лет деятельности ансамбль стал своеобразным посланником своей родины. Государственный Академический ансамбль народного танца «Алан» Республики Северная Осетия – Алания продолжает и сохраняет замечательные традиции национальной хореографии. Этот прославленный коллектив достойно представляет искусство осетинского народа на сценических площадках всего мира.