Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие научных взглядов в эпоху Ренессанса. Пантеистическая философия Д.Бруно
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения — один из самых зна¬чительных переворотов в истории культуры, водораздел между Средневековьем и Новым временем. Как ее фундаментом была Антич¬ность, так и ренессансная культура стала фун¬даментом культуры Нового и Новейшего вре¬мени. Ее влияние сохраняется в современном культурном тезаурусе многих народов мира, нередко встречается мерцание ренессансных тенденций в искусстве, это своего рода «ма¬лые возрождения Возрождения».
Идеи Возрождения оказали влияние на правителей (Лоренцо Медичи Великолепный, Франциск I, Генрих VIII, Елизавета Тюдор, папа Юлий II и др.), философов (М. Фичино, Д. Бруно, Ф. Бэкон), ученых (Коперник, Кеп¬лер, Везалий). А. Ф. Лосев определил фило¬софскую основу Возрождения как развитие неоплатонизма, хотя не все ученые разделяют эту точку зрения. В творчестве Шекспира, других представителей ренессансной культу¬ры доминирует философская концепция Еди¬ной цепи бытия — восхождения всего сущего от камня (наиболее материальное, безду¬ховное) к Богу (наиболее духовное, немате¬риальное), где человек оказывается ключе¬вым звеном, соединяющим низший мир с выс¬шим, материальное (тело) с духовным (душа). Иерархия (восхождение от низшего к высше¬му) присутствует в каждом звене Единой цепи бытия, нарушение иерархии в любом звене отражается на всей цепи, приводит к войнам, несчастьям, катаклизмам, которые можно преодолеть, лишь восстановив иерархический порядок.
...........
1. НАУКА ЭПОХИ РЕНЕСАНСА
Эпоха Возрождения (Ренессанс) — название периода в истории культуры, сменившего Средние века и отмеченного гуманизмом, расцветом искусств. В понятии «Возрождение» (Ренессанс), появившемся у Вазари
(XVI в.) и распространенном на целую эпоху
учеными XIX в., прежде всего Я. Буркхартом, отразилось возникшее в трудах гуманистов
представление об историческом развитии человечества.
Возрождение — культурологический тер¬мин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха пер¬воначального накопления» (по К. Марксу, как промежуточная стадия между феодаль¬ной и капиталистической формациями).
К этому времени относятся такие гранди¬озные трансформации, как переход от гегемо¬нии сельской к гегемонии городской культу¬ры, что привело к расцвету городов (Флорен¬ция в Италии, Лондон в Англии, Париж во Франции и др.); формирование больших госу¬дарств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности, обнаруживающий уни¬версальный подход к освоению мира. Ярчай¬ший образец реализации этого идеала — Лео¬нардо да Винчи, который был художником («Джоконда» и др.), скульптором, архитекто¬ром, музыкантом, медиком, инженером (про¬екты подводной лодки, вертолета, танка, за¬шифрованные им и заново созданные лишь столетия спустя). .............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ренессанс был не столько эпохой появления чего-то принципиально нового в различных областях жизни и творчества, сколько открытия и переосмысления старого и давно известного. Целостность этой эпохи состоит, таким образом, не в наличии объективных границ хронологически определяющих эпоху, (например как распад Римской империи определил границу Средневековья), а в субъективной уверенности человека в собственном бытии. Личность обнаруживает себя среди эпох в уникальный момент времени, средоточием прошлого и будущего, центром мира. Что дает человеку такую уверенность? - является вопросом, на который пытается ответить современная наука. «Нужно снова попытаться понять итальянское Возрождение как способ мышления и мировидения»,[18] понять самого человека Возрождения. Неотдельные особенности «антропоцентризм, гуманизм и пр., а некую«ренессансность»,[19] которую современный человек может обнаружить и в себесамом.
Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя Джордано Бруно.
..................