Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коммуникативные особенности младших подростков с родителями
Введение
Актуальность исследования обусловлена важностью в развитии ребенка младшего подросткового возраста полноценного общения, с одной стороны, и недостаточным вниманием родителей к свободному дружескому общению детей, с другой изменениями, происходящими в организме ребенка и влияющих на его коммуникативные особенности.
Актуальность данной проблемы резко возрастает на современном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Для подросткового периода вопрос об общении с родителями является наиболее актуальным, поскольку в отрочестве общение со старшими начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подросток начинает активный поиск собственной уникальной сущности, своего собственного «Я». Он стремится обрести себя как личность и именно на этом этапе своего взросления ребёнок наибольшим образом стремится к независимости, что в свою очередь порождает новые формы отношений со взрослыми. Появляется потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости изучения коммуникативных особенностей младших подростков с родителями.
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных особенностей младших подростков с родителями
1.1. Понятие общения, коммуникативные особенности в психологии
Общение - это взаимодействие, обусловленное потребностями, направленное на изменение в поведении, состоянии и смыслах другого. Общение представляет собой своеобразную пирамиду, которая состоит из четырех уровней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Таким образом, можно говорить о том, что процесс общения сложное и многогранное явление. Развитие навыков общения происходит с самого рождения ребенка под влиянием окружающего общества.
Проблема общения рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева. Общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками изучали М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская.
На сегодняшний день в психологии существует множество подходов к трактовке данного понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях: как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), как одна из разновидностей человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.С. Каган, А.А.Леонтьев, И.С. Кон), как специфическая социальная форма информационной связи (Л.А. Резников, А.Д. Урсул) и другие.
Заключение
Общение играет огромную роль в жизни человека. На протяжении всей жизни человека происходит смена объекта общения, характер общения с окружающими людьми. Особенно остро встает проблема общения между подростками и родителями.
Теоретический анализ влияния коммуникативных способностей педагога на особенности общения детей дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:
1. Общение представляет собой взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
При этом важными условиями, подтверждающими наличие общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность), которая выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.