Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к государственному экзамену
1.Социальная психология как отрасль психологии.
Социальная психология – отрасль современной науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. С одной стороны, она разрабатывает социально-психологическую теорию, в рамках которой оформляется методологическое и теоретическое отношение к изучаемым явлениям и процессам. С другой – подпитывает сферу общественной практики людей, в интересах которой осуществляется деятельность социальных психологов, ученых и исследователей.
Социальная психология как наука изучает психологическую реальность, отражающую общественную жизнь в сознании людей, выражая ее в виде системы социально-психологического знания, которая включает в себя:
– научные представления о многочисленных и разнообразных социально-психологических явлениях и процессах, условиях, закономерностях и механизмах их возникновения и функционирования, а также отраслях социальной психологии;
– наиболее общие взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта осмысления общественной жизни и общественных отношений, конкретных результатов ее исследований.
8.Сущность, задачи социализации на разных возрастных этапах.
Социализация – процесс социального развития, связанный с процессом вхождения человека в социум.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он включает этапы, каждый из которых нацелен на решение определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
• дотрудовая (от рождения до начала трудовой деятельности), подразделяющаяся на раннюю социализацию (от рождения ребенка до поступления его в школу) и юношескую социализацию (период обучения в школе, техникуме, вузе и т.д.);
•трудовая стадия ( весь период зрелости человека), которая включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
• послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.
А. В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:
• детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
• отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";
•юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
17. Социально-психологические теории коллектива.
Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллектива.
В педагогике идея коллектива была разработана А. С. Макаренко, в которой также представлен и социально-психологический аспект.
По А. С. Макаренко, коллектив – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского. В его представлении, группа – это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ядра) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: дея-тельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.
Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т. п.
Требования к коллективу:
1) успешно справляться с возложенными на него задачами (быть эффективным в отношении основной деятельности);
2) иметь высокую мораль;
3) устанавливать хорошие человеческие отношения;
4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;
5) быть способным к творчеству;
6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
32.Основные методы обучения, их классификации.
Метод обучения это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания.
В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения.
Если процесс обучения носит в основном характер включения учащихся в непосредственную практическую деятельность (процесс обучения, как таковой, и носил характер подражательной деятельности на первых этапах своего возникновения), то методы обучения можно определить как способы включения учащихся в практическую деятельность с целью формирования у них соответствующих умений и навыков.
При догматическом обучении, когда формируются знания о явлениях без раскрытия их сути, когда такие знания не играют особой роли в предстоящей практической деятельности, методы обучения можно рассматривать как способы передачи знаний учителем учащимся в готовом виде.
40. Воспитание как социальное и педагогическое явление.
В широком социальном смысле воспитание – это важнейшая функция воспроизводства обществом самого себя, состоящая в организации целенаправленной деятельности по передаче накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей от старших поколений младшим.
В современном педагогическом сообществе, исповедующем гуманистические ценности, воспитание в ходе осмысления и практической реализации приобрело два педагогических значения.
Первое – научно обоснованное педагогическое значение – определено как целенаправленное управление процессом личностного развития ребенка при создании для этого благоприятных условий (Л.И. Новикова, В.А. Караковский).
Второе – в узком педагогическом смысле - целенаправленный процесс формирования у человека этических и эстетических качеств, норм и ценностей, передача опыта социального поведения.
В учебном учреждении воспитание реализуется через воспитательный процесс, представленный взаимодействием педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Воспитательный процесс носит естественный, непроизвольный характер, поскольку возникает там, где вступают во взаимодействие два человека – взрослый и ребенок.
47. Особенности коррекционных воздействий на клиента в процессе консультирования.
В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.
В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.