Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психология конфликтного поведения
Введение
Актуальность темы заключается в том, что люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие противоречия и конфликты, но вопреки ожиданиям люди вновь и вновь оказывались в состоянии конфликтного противоборства, ведь конфликты существуют ровно столько, сколько существует человечество и на сегодняшний день стали неотъемлемой частью как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности людей.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию конфликтного поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
..................
1. Конфликтная личность: понятие, сущность
Понятие конфликтной личности существует в психологической литературе, но является очень слабо разработанным. Можно, пожалуй, сослаться на уже цитированную работу Е. С. Романовой и Л.Р.Гребенникова, в которой приводятся некоторые характеристики конфликтной личности. Первая связана с особенностями социального поведения, которое относится в той или иной степени к девиантному поведению, т.е. отклоняющемуся от принятой в данной социокультурной среде норме (стандарту). Вторая характеристика сопряжена с первой, но касается состояния физического и нервно-психического здоровья [7].
Конфликтная личность, по мнению А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, представляет собой акцентуированную личность, которая стремится к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий [2].
К таким сигналам конфликтной личности относят [8]:
- основные психологические доминанты поведения (в итоге образуются шаблоны или паттерны поведения в конфликтных ситуациях),
- черты характера и типы личностей,
- моральные ценности и установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности,
- неадекватные оценки себя и окружения,
- искажения восприятия,
...........
4. Причины возникновения конфликтного поведения
Причины возникновения конфликтного поведения весьма разнообразны. Согласно Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волковой конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним. На основе этого выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности [5]:
• причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
• собственно психологические причины - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
• социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
Психологи называют причинами конфликтов особенности личности и характера, так называемые акцентуации характера. Конфликты можно разделить на две группы – хронические конфликты и неправильное воспитание.
..............
Заключение
Рассматривая сущность понятия «конфликт», были рассмотрены различные точки зрения авторов, на основании которых был сделан вывод о том, конфликт представляет собой столкновение противоборствующих сторон за получение приоритета в решении спорного вопроса.
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.
Конфликтная личность обладает рядом личностных особенностей. холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.
Кроме того завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. ..............