Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психолого-педагогические основы морально волевой подготовки спортсменов подростков (1 и 2 глава)
Воля (англ.volition, will) - способность человека преодолевать препятствия (как внешние, так и внутренние) для достижения собственных целей. Волевое усилие предполагает подавление побуждений и желаний, мешающих, отвлекающих от реализации поставленных задач. Традиционная психология рассматривает волю как источник внутренней активности человека, независимый от внешних факторов. Воля объясняется также как внутренняя способность человека к совершению действия или к свободному личностному выбору. Человек совершает только то действие, которое он решил осуществить, воздерживаясь от других.
Основным признаком волевого действия является согласованность с определенным интеллектуальным планом: совершаемое не является случайным или ситуативным. Воля характеризуется осмысленностью - поступки осуществляются на осознаваемом уровне. В процессе принятия волевого решения человек сталкивается с борьбой разных внутренних мотивов, и, если он не способен подавить в себе непосредственные ситуативные потребности, это значит, что он находится во власти сиюминутных желаний. При совершении волевого действия человек отчетливо представляет себе возможные положительные последствия, что служит ему дополнительным стимулом и помогает бороться с ситуативными побуждениями...
В психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности. Известный отечественный психолог К. К. Платонов предлагал свой перечень волевых качеств (свойств) личности, который обусловлен целью, мотивами и принятием решения индивидом. Среди наиболее важных волевых свойств он выделял сильную волю, настойчивость, упрямство, решительность и т. д.
А.Ц. Пуни считает, что «...у каждого человека волевые качества выступают как целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется, поэтому совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»...
В этом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе. Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание...
Время и условия проведения: исследование проводилось в течение двух дней, в школьном учреждении, во время специально отведенных часов (в 12:00), включенных в расписание уроков для школьного психолога, условия являлись оптимальными и привычными для испытуемых.
Молодежь, только осваивающая азы парашютного спорта, более замкнута и менее общительна. Многих ребят и девчат в парашютную секцию привели свои личные проблемы, которые, они надеются решить с помощью этого спорта. Одновременно молодые спортсмены испытывают трудности включения в коллектив спортсменов секции.
Действительно, парашютиста, совершившего 10-20 прыжков, еще спортсменом не считают, несмотря на то, что ему уже присвоен третий, а то и второй разряд. Полноправными членами коллектива парашютистов являются спортсмены первого спортивного разряда. Очевидно, поэтому они в большей степени общительны, открыты, готовы к сотрудничеству и взаимопомощи. Кандидаты в мастера спорта - наиболее общительная группа парашютистов. Это и неудивительно. Многие из них хорошо адаптировались в коллективе спортсменов, пользуются уважением тренеров и руководства клуба ДОСААФ. Без их участия не проходит ни одно общественное мероприятие. Они решают важные вопросы в бюро парашютной секции, выпускают стенгазету, боевые листки, участвуют почти на всех тренировочных сборах, подготавливают и сами принимают участие в соревнованиях...