Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Теоретические, методологические и естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку
Введение
Дискуссии о предмете общей психологии сопровождают ее на протяжении всей истории становления, и это весьма симптоматично. Мало найдется научных дисциплин, в которых существовали бы столь очевидные и длительные расхождения в понимании того, что составляет их содержание. Фактически история психологии — это история сосуществования и параллельного развития внутренне замкнутых учений, заявляющих собственный предмет исследования, использующих собственный категориально-терминологический аппарат, собственные подходы к определению и изучению психического. Характерно, что «трения» между этими учениями в силу их замкнутости и отсутствия общих оснований никогда не приводили к взаимному вытеснению и редко становились предметом методологической рефлексии. Закономерным следствием этого стало экстенсивное умножение различных концепций и подходов, отражающее перманентно кризисное состояние научной психологии.
Начиная спервого этапа дискуссий о психологии, проявилось несколько основных подходов к пониманию её предмета:
...........
Глава 1. Анализ истории психологии как исследовательская проблема
1.1 Эволюция понимания предмета общей психологии
Несмотря на то, что современная психология пронизана критикой позитивизма, по сути, именно в его рамках было положено начало до сих пор неоконченной дискуссии о месте психологии в системе наук. Одни позитивисты, вслед за О. Контом, утверждали, что психология не может претендовать на статус фундаментальной науки, и принимали классификацию абстрактных наук, в которой за биологией расположена социология. Другие, среди которых стоит особо отметить Дж. Ст. Милля, А. Бэна и Г. Спенсера, указывали на тот факт, что психические явления образуют особый класс явлений, отличный от биологических или социальных, а потому либо располагали психологию между биологией и социологией, либо, что было значительно реже, ставили ее в начало ряда абстрактных наук, отмечая тем самым главенство субъекта над объектом .
Предметом психологии, с точки зрения де Роберти, являются психические явления, которые, однако, понимаются им особенным образом. «Что такое психические явления, – спрашивает философ, – как не человек чувствующий, мыслящий, желающий и т. д.?» . Иными словами, предмет психологии – это человек, вовлеченный в активность особого рода...........