Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Традиционные и инновационные методы и приёмы изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе (1 классе)
Введение
Актуальность темы исследования. Необходимость и возможность введения в начальной школе пропедевтического (подготовительного) курса геометрии обсуждается педагогической общественностью нашей страны уже более столетия. И хотя на сегодняшний день этот курс не нашел достойного места в отечественной школе, причины, побуждавшие к созданию различных вариантов этого курса (названного или начальным, или пропедевтическим, или наглядным курсами геометрии), достаточно весомые. Рассмотрим, на наш взгляд, основные.
Современный период в развитии российского общества характеризуется модернизацией всей системы образования. Приоритетным направлением в современном образовательном процессе является гуманизация и гуманитаризация обучения; это вызвало переориентацию образовательных ценностей, что требует применения инновационных подходов к образованию. В связи с этим, в процессе ознакомления учащихся начальных классов с геометрическим материалом на уроках математики необходимо использовать различные качественно новые методы и средства.
Традиционно в системе отечественного математического образования решается триединая задача обучения учащихся математическим знаниям, приемам и методам, воспитания их общей математической культуры и развития математического мышления школьников средствами математики. При этом, как известно, первостепенное значение имеет формирование и развитие у школьников таких математических знаний, умений и навыков, которые должны составить фундамент для их активной познавательной деятельности в обучении математике и другим школьным дисциплинам, для их дальнейшего самообразования, которые будут востребованы и найдут свое применение в их практической деятельности, то есть решается задача фундаментальной математической подготовки школьников.
..........
Глава I. Теоретические аспекты использования традиционных и инновационных методов и приемов изучения геометрического материала на уроках математики
1.1. Понятие методов и приемов обучения
К числу базовых методических категорий, которые определяют организацию и динамику учебного процесса, исследователи относят прием, метод и вид обучения. Под приемом понимают элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе занятия.
Прием обучения – это конкретный способ, деталь, элемент метода. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятия учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Это может быть показ картины, иллюстрации, таблицы; либо структурирование пояснения.
Метод обучения – средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.
И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта [34, c. 23]. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.
И.Ф. Харламов предлагает понимать под методами обучения способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом [48, c. 24].
......