Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние опыта участия в молодежной субкультуре на формирование ценностных ориентаций студентов (1 глава)
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях происходят социально-экономические преобразования в Российской Федерации, что откладывает отпечаток на состояние нравственного характера российской студенческой молодежи, смену ценностных парадигм, изменение отношения к культурным традициям. Данные процессы наиболее ярко отражаются на молодежной среде как наиболее восприимчивой к социальным трансформациям. Социум является носителем уникальной ценностно-ориентационной структуры, которая выражает самобытность и уникальность его культурного развития. Учитывая, что набор ценностных ориентиров личности индивид получает в результате социализации, взаимодействия с обществом, которое транслирует ему данные ценности, вопросы опыта участия в различных социальных группировках являются важными. Ценностные ориентации особо ярко выражаются в процессе социальных преобразований, перемен, то есть в такие времена, когда фиксируется некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются разрушенными, исчезают традиционные нормы, а в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
Многие проблемы молодежной культуры обусловлены тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации, что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям времени. Студенческий возраст – это период, когда процесс формирования ценностных ориентиров происходит наиболее интенсивно. В то же время экономическая активность и индивидуальная самостоятельность еще не достигли своей зрелости, поэтому человек может оказаться подверженным чужому мнению...
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих миро-воззренческих ориентиров . Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия цен-ностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Как полагает В.С. Царев, «ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностные ориентации различались либо по параметру «общее –индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании» . В настоящее время более принятым является определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Ценностные ориентации личности – одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности...
Субкультура (лат. sub – под и cultura – культура; подкультура) – это понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологи, который обозначает часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Как отмечает О.В.Власова, «субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы» .
В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка»...