Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Средства диагностики личностных особенностей подростков в норме и патологии
Введение
Актуальность исследования. В эпоху глобальных социально- экономических и культурных перемен все более актуальной становится проблема изучения личностных особенностей людей. Известно, что от сформированности личностных качеств зависит возможность человека работать в той или иной области, учет индивидуальных личностных качеств позволяет более эффективно проводить обучение и воспитание детей и подростков, организовывать процесс профессионального развития и деятельности человека в целом.
Многочисленные данные о личностных особенностях подростков с нормальным и нарушенным развитием, свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Обследование больших групп людей, не имеющих патологий, показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность. В целом личностные особенности, как и типологические, следует учитывать в индивидуализации управления деятельностью.
Проблема развития личности подростков с патологиями в развитии получает свою теоретическую и экспериментальную разработку в клинической и коррекционной психологии на основе общей теории деятельности и развития психики, разработанной Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым. Утвердившееся в психологии положение о том, что важнейшие закономерности психического развития детей с психической патологией в своей основе совпадают с закономерностями нормально развивающихся, является для коррекционной психологии основополагающим принципом, выражающим суть современного подхода к пониманию возможностей развития личности таких детей в подростковом возрасте. Исходя из учета общих закономерностей психического развития нормального подростка и подростка с эндогенной психической патологией, коррекционная психология выдвигает задачу дальнейшего изучения недостатков, сохранных сторон психики и, в целом, своеобразия ее развития.
*
*
2.2 Средства диагностики личностных особенностей подростков с эндогенной психической патологией
Для характеристики личности подростков с эндогенными психическими патологиями рекомендуется использовать опросники, наиболее полно охватывающие индивидуально-личностные особенности, социальные свойства, характеристики эмоционально-волевой сферы, специфику защитных механизмов и эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях, а также уровень и особенности социальной адаптации.
Учитывая, что ранее мы отметили, что у подростков с эндогенной психической патологией может отмечаться повышенный уровень тревожности, агрессивности, дезадаптированность, нарушение самооценки и самоотношения, в процессе диагностики могут использоваться следующие методики:
1.Шкала агрессивности А.Басса – А. Дарки [11,c.80-84];
2.Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина [14,c.124-126];
3.Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА) [12,c.193-197];
4.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и др [25].
Охарактеризуем ниже кратко данные методики.
1) Шкала агрессивности А.Басса – А. Дарки
Цель: оценить уровень и особенности агрессивности.
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины
При составлении опросника авторами методики использовались следующие принципы: вопрос может относиться только к одной форме агрессии, вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Обработка и интерпретация результатов теста проводится по ключу к тесту, предложенному авторами методики (см.приложение 1). Интерпретируя результаты теста автор отмечает, что нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
*
*
Заключение
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся изучением особенностей и проявлений личностных качеств подростков при нормальном и патологическом психическом развитии, мы отметили, что понятие личности является одним из основных в современной психологии, и большинство известных психологов сходится на том, что личность — это индивидуум, обладающий сознанием и наделённый рядом психологических особенностей. Как мы увидели, практически каждое направление в психологии определяет личность по-своему. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки, однако у всех них есть некоторые общие черты, что позволяет и нам дать совокупное определение личности, которое нередко используется в общей психологии. Итак, личность — это, по сути, первичное качество индивида, его Я, при помощи которого человек функционирует как единый организм, способный к познанию и коммуникации.