Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль проблемного обучения в формировании у младших школьников системы представлений об окружающем мире
Введение
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и творчеству, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
В связи с этим отмечается усиленное внимание к проблеме совершенствования содержания традиционного обучения. Учителями-практиками осваиваются новые методики, помогающие выйти на решение данной проблемы. К одной из них таких можно отнести методику проблемного обучения.
Проблемное обучение в отличие от традиционного доставляет обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у школьников необходимую систему знаний, умений, навыков и представлений, а также достигнуть высокого уровня развития их способности к самообучению, самообразованию [17, c. 108].
...............
Глава 1. Теоретические основы использования проблемного
обучения в начальной школе
1.1. Понятие «проблемное обучение»
По мнению Махмутова М.И., проблемное обучение - это такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения окружающего мира [24, c. 68].
Проблемное обучение возникло как результат дос¬тижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения, является эффективным средством общего и интеллектуального развития школьников.
Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально-актив¬ной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обу¬чением.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно констатировать, что проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого младшие школьники усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.
.............