Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Предметно – развивающая среда, как условие развития игровой деятельности детей среднего возраста
Введение
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического облика. Развивающая среда выступает в роли некого стимулятора в целостном процессе формирования и становления личности ребёнка. Рассматриваемая нами среда способствует обогащению личностного развития, а также раннему проявлению разнообразных способностей.
Среда, в которой живёт ребёнок, оказывает большое влияние на его развитие и становление. Данную позицию отмечали многие учёные-педагоги прошлого, например: В.Н. Дружинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Касаемо современных представителей, придерживавшиеся такого же мнения, можно отметить: Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова.
Важным является и то, что среда должна соответствовать возрастным особенностям ребёнка. Так, однообразие среды ребёнка может привести к ограничению его развития и к задержке речи.
Вопросами предметно-развивающей среды занимались многие представители психологии и педагогики, к таковым можно отнести: Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, М. Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Отмечается и то, что предметно-развивающая среда чаще всего имеет связь с предметным пространством, которое соотносится с игровой средой.
.................
1. Понятие «предметно-развивающая среда» в современных психолого-педагогических источниках
Сам термин «среда» в отечественной педагогике и психологии появился в двадцатые годы, когда ещё достаточно широко употреблялось понятие «педагогика среды», «общественная среда ребёнка», «окружающая среда» [1, с. 27]. Термин «развивающая среда» в рамках дошкольной педагогики понимается как некий комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, которые в свою очередь обеспечивают организацию жизни не только детей, но и взрослых.
Отметим, что главная цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – это обеспечить жизненно важные потребности у формирующейся личности: витальные, социальные, а также и духовные. Вся многогранность развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обуславливает выделение нескольких составляющих: предметной и пространственной.
Отмечая мнение С. Новосёловой, стоит говорить о том, что развивающая и предметная среда является системой материальный объектов деятельности ребёнка, которая функционально моделирует его духовную содержательность и физическое развитие [2, с. 186].Обогащённая среда подразумевает единение социальных и предметных средств, при обеспечении различной деятельности ребёнка.
.............