Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Методика работы с учебником в специальной (коррекционной)
образовательной школе VIII вида
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С ориентацией современного образования на компетентностно-ориентированную модель обучения значительное внимание должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно получать знания в процессе работы с учебником, который является основным, хотя и не единственным источником учебной информации. От умения работать с учебником в значительной степени зависят прочность и осознанность усвоения программного материала. В свою очередь эти умения связаны с развитием всех групп компетенций, необходимых человеку в практической деятельности.
Проблема организации работы с учебником на уроках не является абсолютно новой для теории и методики обучения географии. Много и плодотворно над решением этой проблемы работали российские ученые А. Бондарев, Т.П. Герасимова, В. П. Голов, А.В. Даринский, И.В. Душина, В.А. Коринская, А.А. Цветаев и др. По мнению авторов, учебник географии является средством обучения комплексного характера.
Исследователями доказано, что составляющими интегрированного умения работать с учебником является умение работать с каждым из структурных компонентов учебной книги – с текстом, нетекстовыми компонентами, аппаратом ориентировки и общеучебные (межпредметные) умения – анализировать, сравнивать, обобщать, контролировать работу и тому подобное. В работе с учебником географии сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т. ............
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
1.1 Работа с учебником в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: проблемы, поиск, результат
Представленное в учебных программах содержание образования конкретизируется в учебниках и учебных пособиях.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает реализацию в учебнике развивающей, мотивационной, информационной и воспитательной функций, обеспечивая развитие личности ученика средствами учебного предмета, которую решает технология обучения.
Школьный учебник для умственно отсталых учеников – оригинальная книга, в которой изложены основные сведения по определенному учебному предмету. Он должен соответствовать содержанию программы, возрастным и психофизическим возможностям учащихся и задачам, которые стоят перед учебными заведениями для них, обеспечивая коррекционно-воспитательное направления учебного процесса. В учебнике реализуется материал содержательных линий Государственного стандарта образования соответствующей образовательной отрасли, которую представляет предмет. Его материал дидактически обоснован, знания подаются последовательно, во взаимосвязи, чем обеспечивается их системность.[4,c.44]
До 30-х годов XX века в России специальных учебников для вспомогательных школ не было. Использовались так называемые "рабочие книги" и учебники, подготовленные по комплексным планам и проектам, которые подавали материал, сгруппированный по определенной идее, поскольку основным источником содержания образования считалось окружающая жизнь. Но эти средства не обеспечивали изучение основ наук, поэтому в 1933 году их издание приостановили. Возникла проблема создания стабильных учебников для вспомогательных школ, поскольку учебные планы для них адаптировались к планам общеобразовательной школы, что заставляло пользоваться учебниками для общеобразовательной школы.[4]
............