Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Переживание угрозы смерти в системе ценностно–смысловой сферы личности подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В подростковом возрасте молодой человек оказывается в довольно сложной ситуации: происходит всестороннее развитие его личностных качеств, психических процессов, формирование новых сфер. В рамках нашего исследования необходимо обратить основное внимание на процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций. Смысложизненные и ценностные ориентации человека – динамичная сфера его личности, имеющая на каждом возрастном этапе новые возможности для развития. В подростковом возрасте придание смысла собственному существованию является одной из главных социально-духовных потребностей отдельной личности, что является главным показателем начала формирования ценностных и мировоззренческих установок. Современное общество требует от любого человека, в том числе и подростка, не только логичности суждений, четкости мировоззренческих принципов, но и умения контролировать свое поведение, особенно в критических ситуациях. Во всех кризисных ситуациях подростку необходимо учиться справляться с теми переживаниями и социальными отношениями, которые касаются его личной жизни. Одним из наиболее распространенных кризисных состояний в социологии, психологии и философии признается ощущение угрозы смерти, обусловливающее нарастание тревоги, формирование неврозов и даже аффектов. Возможность выхода из ситуации кризиса определена равновесием между индивидуальной системой смысложизненных ориентаций подростка и отношением к кризисному состоянию, сформированному ощущением угрозы смерти. Переживание страха смерти (близкой или отдаленной) всегда является предметом психологических исследований – практическая значимость таких экспериментов доказывается в основном возрастными различиями.
...........
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА УГРОЗЫ СМЕРТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Основные подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности в психолого-педагогических науках
Ценностно-смысловая сфера личности основывается на ключевых понятиях: ценностные ориентации и жизненные смыслы. С целью выявления специфики ценностно-смысловых и смысложизненных ориентаций необходимо вначале раскрыть психологическое содержание понятия «ценностные ориентации».
Понятие «ценностные ориентации» было введено в тезаурус научной психологии в 20-х годах XX века польскими учеными В. Томасом и Ф. Знанецки. В отечественной науке это понятие появилось в 60-х годах прошлого столетия в работах социологов Л.М. Архангельского, В.В. Водзинской, А.Г. Здравомыслова, В.Д. Ольшанского, З.И. Файнбурга, В.А. Ядова. Под ценностными ориентациями понималось общее восприятие личностью тех или иных социальных ценностей, очень различных между собой: карьеры, Бога, денег, власти, закона, совести. Существует несколько точек зрения на психологическое содержание понятия «ценностные ориентации»: направленность личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Н.А. Журавлева, А.В. Серый); отношения личности (О.Н. Апанасенко, С.С. Бубнова, О.И. Зотова, М.И. Бобнева, И.А. Сурина); установка на ценности (И.Г. Афанасьева, В.В. Водзинская, К. Морриса, Е.А. Подольская); ценностные представления сознания (Д.А. Леонтьев, Г. Оллпорт, С.П. Парамонова, B.C. Собкин, И. Трапенциере). Двойнин А.М. указывает на три подхода к изучению ценностей и ценностных ориентаций [15]:
....