Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Жизненная перспектива в самосознании подростка
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной и зарубежной психологии давно ведутся, но не теряют актуальности и сегодня исследования, направленные на изучение жизненного пути личности. Несомненно, что изменения, порой коренные, которые происходят в нашем обществе, влияют на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути приобретает особенной актуальности, поскольку перед подростками и юношами возникает проблема самоопределения.
Изучением жизненной перспективы как предмета психологических и педагогических исследований занимались И. Батраченко, Е. Головаха, Е. Кроник, К. Левин, Б. Ломов, Ж. Нюттен, А. Сергиенко, Л. Сохань, Е. Сурков Т. Титаренко, Л. Франк, В. Ямницкий и др. сделали весомый вклад в исследование данной научной области. В их научных трудах раскрыты вопросы проспективной направленности структурирования жизненного пути человека и психология антиципации; мотивационные аспекты; ценностно-смысловой компонент будущей временной перспективы личности.
Цель исследования – определить и проанализировать актуальные аспекты проблемы жизненной перспективы в самосознании подростка.
Цель работы предполагает решение определенных задач:
- рассмотреть жизненную перспективу личности как предмет теоретико-методологического анализа;
............
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1.Жизненная перспектива личности как предмет теоретико-методологического анализа
В современных психологических исследованиях актуальности приобретает “жизненная” проблематика, а именно, анализ развития личности на протяжении жизненного периода. Сложные условия общественной жизни, социальные изменения и кризисы требуют от человека выбора правильной жизненной линии, которая будет способствовать сохранению целостности ее внутреннего мира и достижению самореализации в будущем.
Е.И. Головаха, Е.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Франк и др. сделали весомый вклад в исследование данной научной области. В их трудах раскрываются закономерности восприятия будущего, предвидение предстоящих событий, постановка целей и выбор способов их достижения. Эти понятия детерминируют влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведения человека в настоящем. В последние десятилетия выделяются новые направления психологии – психология жизнетворчества (Л.В. Сохань, Т.М. Титаренко, В.М. Ямницкий и др.), в контексте которого четко осознанная проспективная направленность структурирования жизненного пути человека и психология антиципации (И.Г. Батраченко, Б.Ф. Ломов, А.А. Сергиенко, Е.М. Сурков и др.), где основным содержанием антиципирования является жизненный путь человека.
Жизненная перспектива как составляющая психологического времени и жизненного пути личности входит в круг научных интересов отечественных и зарубежных психологов: К.А. Абульхановой-Славской, Я.В. Васильева, Е.И. Головахи, В.И. Ковалева, И.С. Кона, А.А. Кроника, Же. Нюттена и др.
.........