Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование особенностей эмоциональной сферы у младших школьников и подростков
Введение
Тема работы «Исследование особенностей эмоциональной сферы у младших школьников».
Актуальность выбранной темы заключается в следующем:
Проблема формирования эмоциональной сферы остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. В ряде исследований Л.С. Выготский приходит к выводу о функционировании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Единство аффекта и интеллекта обнаруживается как в специфике их связей и взаимовлияний на всех ступенях развития, так и в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн отмечает, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального.
По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания. В свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует возрастанию их физиологического компонента. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные взаимоотношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье. К школьному возрасту роль эмоций в деятельности ребенка совершенствуется, формируется эмоциональное предвосхищение. .............
Глава 1 Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста
1.1. Исследование эмоциональной сферы зарубежными и отечественными психологами
Эмоциональная сфера рассматривается на современном этапе развития науки как одна из базовых предпосылок, предопределяющих полноценное психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию самого себя, своих возможностей, способностей, мира окружающих предметов и явлений.
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами, показали, что эмоции играют важную роль в адекватном понимании окружающих явлений и событий, а также в адаптивном реагировании на них; помогают воспринимать действительность, реагировать на нее, управлять своим поведением и деятельностью. Следует отметить, что, несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении эмоциональной сферы личности как многогранного образования (достаточно сослаться на обзоры экспериментального их изучения в работах К. Изарда, Р.С. Лазаруса, П. Лафренье, а также отечественных авторов: Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.В. Симонова и др.), недостаточно изученными остаются вопросы структуры и особенностей эмоционального реагирования, психофизиологических паттернов их возникновения, а также специфики и механизмов проявления в различных ситуациях окружающей действительности.
........