Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование детско-родительских отношений (конфликтов) в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Основными характеристиками семьи являются отношения и взаимодействия. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Отношения между родителями и детьми формируются в процессе общения.
Дефицит общения в семье может привести к незрелости эмоционально – волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Иногда при изучении семей и семейных отношений выявляется изоляция ребенка, его игнорирование, отчуждение, выраженное доминирование родителей или, наоборот, ребенка, который становится тираном и деспотом в семье, гипо - или гиперопека, соперничество между детьми, детьми и взрослыми, принимающие размеры детско-родительских конфликтов, агрессия внутри семьи, тревога, страх и т.д.
Чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфантильную систему поведения. Чрезмерные проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред, чем равнодушие к нему взрослых.
..........
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.2 Общая характеристика детско-родительских отношений, стилей воспитания и взаимодействия детей и родителей
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных, в самом общем плане, защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой стороны - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем [12].
Дефицит общения в семье может привести к незрелости эмоционально – волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Иногда при изучении семей и семейных отношений выявляется изоляция ребенка, его игнорирование, отчуждение, выраженное доминирование родителей или, наоборот, ребенка, который становится тираном и деспотом в семье, гипо - или гиперопека, соперничество между детьми, детьми и взрослыми, принимающие размеры детско-родительских конфликтов, агрессия внутри семьи, тревога, страх и т.д.
......