Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование кейс-технологий как средство формирования письменных вычислительных навыков сложения и вычитания
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день формирование вычислительных навыков у младших школьников признается одной из важнейших задач в процессе обучения математике. При этом основой навыков вычисления является прочное и осознанное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Культура вычисления – это фундаментальная основа в изучения математики и прочих учебных дисциплин а также запас знаний и умений, который повсеместно применяется каждым человеком.
Введение в России требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта в практику работы учителей образовательных школ, в частности начальной предполагает, что простая передача знаний, умений и навыков к ученику от учителя заменяется развитием способности ученика ставить учебные цели самостоятельно. В приоритете ставится задача школьного обучения проектирования путей реализации поставленных целей, контроль и оценка своих достижений, другими словами – формирование умения учиться. Достичь вышеозначенную цель можно благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
С внедрением компьютеров во все сферы жизни человека значимость вычислительных навыков снизилась, поскольку процесс вычислений проходит с использованием различной техники. Однако, не всегда калькулятор или компьютер может оказаться под рукой, кроме того, без осознанных вычислительных навыков пользоваться ими невозможно. Таким образом, владение навыками вычисления становится необходимостью. Научиться правильно, а также быстро производить вычисления особенно важно для младших школьников и в плане продолжения работы с числами, и в плане практического применения в обучении в дальнейшем. ..........
Глава 1. Теоретические основы использования кейс-технологии как средства формирования письменных вычислительных навыков младших школьников
1.1. Вычислительный навык как часть вычислительной культуры, проблемы, связанные с его формированием
Формирование вычислительной культуры младших школьников является одним из компонентов математической культуры в целом. Это связано с тем, что вычислительная культура – это тот багаж умений, знаний, который является основой изучения как математики, так и других дисциплин. [29, с.120] Рассмотрим данное понятие более подробно.
О.А. Ивашова считает, что вычислительная культура школьников – это учебная вычислительная деятельность, которая ориентирована на развитие личности ученика в ходе осмысленного овладения ее содержанием (знаниями, умениями общекультурного и математического характера), организованную с учетом характеристик необходимой обществу культуры и социальных условий [24, с. 78.].
Формирование у учащихся прочных, а главное сознательных вычислительных умений и навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений, является в школе одной из основных задач преподавания курса математики. [38, с 22]
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков привлекала особое внимание дидактов, психологов, учителей, методистов. В методике преподавания математики популярны исследования С.С. Минаевой, М.И. Моро, А.А. Столяра, С.Е. Царевой, М.А. Бантовой, Н.Л. Стефановой, Е.С. Дубинчук, Я.Ф. Чекмарева, Н.Б. Истоминой и др.
Любое из этих исследований привнесло вклад в совершенствование и разработку той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (М.А. Бантова, М.И. Моро, Г.В. Бельтюкова, Ю.М. Колягин, С.В. Степанова, А.М. Пышкало).
......