Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь самооценки и тревожности с успеваемостью обучающихся 3 классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется изменениями социальной ситуацией развития, повышением социальной активности детей, включение их в деятельность, к успешности овладения которой предъявляют жесткие требования.
В условиях гуманизации образования, переходе к личностно-ориентированному и компетентностному подходу, предполагающему обучение с учетом всех особенностей индивидуальности ученика, важным является исследование не только педагогическийх условий успешного обучения, но и определение условии гармоничного развития личности в условиях овладения учебной программой.
Показателями гармоничного развития личности является положительная самооценка, эмоциональное благополучие, отсутствие тревожности и страхов, включение в межличностные отношения.
Актуальность взаимосвязи успеваемости, самооценки и тревожности младших школьников заключается в том, что в данный момент обучение в школе в большей степени имеет целью формирование определенных учебных действий, и только косвенно направлено на гармоничное развитие личности. Если учесть, что оценка себя учеником стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с особенностями эмоциональной сферы, успешностью деятельности приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это в свою очередь делает необходимой проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения, определения условий формирования гармоничного развития личности.
.........
I Теоретические аспекты исследования самооценки и тревожности в младшем школьном возрасте и их взаимосвязи с успеваемостью
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Момент поступления в школу знаменует начало периода важных изменений в жизни ребенка. Резким изменениям подвергается уклад его жизни, его социальное положение в коллективе и в семье. Основной деятельностью становится обучение, одной из важных обязанностей - обязанность приобретения знаний, обучение.
Учение представляет собой серьезный труд, который требует организованности, волевых усилий, дисциплины. При этом школьник включается в коллектив, который является для него новым, в котором он будет учиться и развиваться целых 11 лет.
В этом периоде, самой важной и основной деятельностью и обязанностью становится учение, которое заключается в приобретении знаний, навыков, а также в накопление систематических сведений о природе, окружающем мире и обществе.
Развитие устойчивости произвольного внимания изучается на основе определения максимального времени, которое дети могут проводить, сосредотачиваясь на одной игре. При условии, что максимальная длительность игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, к возрасту 6-7 лет она возрастает до полутора или 3 часов. На такой же долгий период ребенок может сосредотачиваться на определенной продуктивной деятельности, на конструировании, рисовании, изготовлении поделок [32, с.43].
В то же время подобные результаты сосредоточенности внимания получаются только при наличии интереса к данной деятельности. Если ребенок занимается деятельностью, которая ему не нравится или безразлична, у него будет отсутствовать возможность уделять ей внимание, он может чувствовать себя несчастным.
........