Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности мотивационно - смысловой сферы подростка в обществе потребления
ВВЕДЕНИЕ
До начала научно технической революции конца 19 - начала 20 веков понятие «потребление» являлось, в основном, экономической категорией. Затем стали появляться философские и социологические работы, посвященные его изучению. Появилось само понятие «общество потребления», которое служило для характеристики общества, где потребление играет решающую роль и разделяет социум различные слои и классы. Термин «общество потребления» ввёл немецкий социолог-фрейдомарксист Эрих Фромм.
Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, чем человек обладает, не может быть у него отобрано; но, с другой стороны, оно вынуждает его потреблять все больше и больше, так как всякое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.
Однако сегодня всё чаще по всему миру высказываются идеи о том, что общество потребления перестало служить благим целям развития экономики и благосостояния. Мы переносим суть потребления из мира вещей в психический мир человека. Потребляем знания, отношения, чувства. Едва усвоив первую порцию, тут же требуем новую. И важным становится не получение и сохранение, а обладание всё большим и большим объёмом информации, любви и друзей в социальных сетях. Подросткам, тем, которые уже не дети, но ещё не взрослые, особенно трудно отличить истинное от ложного. Мир транслирует им установку на потребление, не давая противовеса. В итоге личность может сформироваться односторонней. ..................
1.2 Экономическое содержание
Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. ОП характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Термин ОП ввёл немецкий социолог Эрих Фромм. Общество потребления возникает в результате возникновения и развития капитализма, которому сопутствуют резкий экономический и технический рост и определенные социальные изменения [10, с. 107].
Например, это рост доходов, который серьёзно меняет структуру потребления; уменьшается рабочий день и появляется больше свободного времени. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Теперь решения о покупках принимаются гораздо быстрее.
Благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и напрямую зависит от стабильного заработка. В начале прошлого века стало возможным соединить личное счастье индивида с общественным счастьем не иначе, как через потребление. Общество всеобщего благоденствия представлялось возможным сформировать лишь через широкое потребление различных благ, ставших доступными благодаря массовому производству и существованию кредитной системы.
Главная цель, ради которой частный собственник создает своей дело, - получение прибыли. Здесь находится его основной мотив. Главной целью производственного потребления в рыночной экономике является получение прибыли. Однако здесь частный производитель может получать законную прибыль только при условии удовлетворения потребностей других членов общества, которые заплатят за это деньги.
............