Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Повышение эффективности учебной деятельности младших школьников
Введение
Учебная деятельность, в силу особой специфики, обладает определенной объективной сложностью, так как учащиеся постоянно осваивают то, чего они раньше не знали, чем не владели, и при этом сталкиваются, с различными многочисленными трудностями. Одни ученики преодолевают трудности легко, другие идут вперед только при помощи мобилизации всех своих внутренних ресурсов, третья группа учащихся вообще не в состоянии без посторонней помощи разрешить вставшие перед ними проблемы. Постепенно, возникающий комплекс трудностей в обучении учащихся, может приобретать устойчивость, «что может привести к дестабилизации личности и ее внутреннего мира, разжигает внутриличностные противоречия между желаниями человека и его возможностями, что в будущем приводит к разрыву между требованиями социума и непосредственными собственными устремлениями личности».
Актуальность данной работы заключается в том, что от эффективности организации процесса учебной деятельности младших школьников зависит эффективность его дальнейшей учебной деятельности и успешность дальнейшего процесса социализации. Сразу сталкиваясь с новыми трудностями, далеко не все младшие школьники могут их преодолеть в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей, что, в свою очередь порождает самые разноплановые и внутриличностные противоречия, которые, обычно, детьми не осознаются. Проблема формирования познавательных учебных действий у младших школьников в ходе учебного процесса является одной из ключевых проблем в современном образовании в начальной школе. ............
Глава 1. Задачи по формированию эффективности педагогического процесса в начальной школе в рамках ФГОС
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В данный период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Портрет младшего школьника можно представить как «начало общественного бытия человека – субъекта деятельности», субъекта учебно-познавательной деятельности, являющейся ведущим видом деятельности в школьном возрасте.
Объективно ребенок физиологически и психологически готов к школьному обучению. Субъективность мы можем наблюдать в стремлении и желании учиться в школе.
Практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.
Неуспеваемость, которая связана, как правило, с неадекватными способами в учебной работе, может носить как ярко выраженный, так и избирательный характер и непосредственно проявляться лишь только по отношению к отдельным предметам или разделам школьной программы. Однако она может носить и более общий характер, и тогда она будет проявляться в пробелах в знаниях, а также недостатках в усвоении многих или сразу всех учебных дисциплин [18, с. 27].
......