Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие логическо мышления младших школьников на уроках математики
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.
Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, К.Ф. Лебединской, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других.
Педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.
Особое место в контексте нашего исследования занимают методические работы по разработке и использованию в учебном процессе школьников логических задач и упражнений (И.Н. Агафонова, А.П. Бойко, Л.Ф. Буданков, А.Д. Гетманова, А.З. Зак, В.И. Игошин, А.Я. Котов, В.Н. Мельников, А.П. Тонких и др.). В данных работах даются не только методические рекомендации по развитию логического мышления, но и содержится большое количество логических задач, которые могут быть использованы при обучении младших школьников.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по различным аспектам развития логического мышления, в том числе и младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной. В силу этого исследование педагогических условий эффективного развития логического мышления младших школьников является актуальным направлением научно-практических изысканий.
Действительно, объективные требования к совершенствованию процесса развития логического мышления младших школьников, анализ сложившейся школьной практики в этой области выявили целый ряд противоречий между:
- сложившейся системой образования младших школьников и реальными потребностями ее акцентуации на развитии логического мышления как базового фактора успешной учебной деятельности в последующем;
- потребностями педагогической практики в широком применении учителями начальной школы наработанных форм, методов и средств развития логического мышления детей и слабой разработанностью обоснованных педагогических условий, позволяющих интенсифицировать и оптимизировать эту работу без изменений в содержании базисных учебных планов, рекомендаций по организации и методике преподавания, без увеличения учебной нагрузки на детей.
Одним из мощных средств развития логического мышления являются уроки математики.
Цель исследования: определение педагогических условий развития логического мышления младших школьников в ходе обучения математики и их экспериментальная проверка.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников предполагает реализацию следующих педагогических условий:
1. Выявление особенностей логического мышления у младшего школьника;
2. В содержание учебного материала включены вариативные задания, направленные на выработку умений сравнивать, анализировать, обобщать, а также на формирование положительной мотивации учащихся к освоению логических операций;
3. Наличие у педагогов направленности на развитие логического мышления.
Объект исследования: развитие логического мышления младших школьников в ходе образовательного процесса.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
- изучить сущностные особенности логического мышления;
- выделить особенности развития логического мышления младших школьников;
- осуществить исследование уровня развития логического мышления младших школьников;
- разработать систему упражнений развития логического мышления младших школьников на уроках математики;
- осуществить проверку эффективности системы упражнений развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Теоретической основой исследования явились:
- психологические исследования по проблемам развития логического мышления (П.П. Блонский, Д.Н. Богоявленский, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, К.Р. Лебединская, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л.Рубинштейн и другие);
- педагогические концепции развития логического мышления школьников (В.М.Андреев, Ю.К.Бабанский, И.А.Барташникова, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.Ф.Паламарчук, Л.Г.Петерсон и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.
На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проводились изучение документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса математике в начальной школе, анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработка программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути ее решения.
В ходе обоснования педагогических условий развития логического мышления младших школьников использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование.
На этапе опытно-экспериментальной работы – психологические экспресс-тесты, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, оценка, педагогический эксперимент. Данные методы позволили адекватно диагностировать эффективность педагогических условий развития логического мышления младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии теоретических представлений об особенностях осуществления младшими школьниками основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования); обосновании педагогических условий и комплекса педагогических приемов их реализации на уроках математики, что вносит определенный вклад в теоретические представления о путях развития логического мышления школьников.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование работы преподавателей начальных классов по развитию логического мышления детей в процессе обучения математике, в востребованности обоснованных педагогических условий, позволяющих повысить эффективность развития логического мышления младших школьников без увеличения нагрузки на учеников, изменений базисных учебных планов.
Материалы исследования, разработанные в целях реализации педагогических условий, могут быть использованы в практике подготовки учителей в педагогических вузах, в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей начальной школы.
Целью экспериментальной части исследования явилось доказательство экспериментальным путем эффективности разработанной модели формирования логического мышления младших школьников при изучении математики.
Исследование осуществлялось на базе СОШ № 287 г. Москвы. В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек и 6 мальчиков).
Экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов:
1. Этап. Диагностика начального уровня сформированности логического мышления у учащихся.
2. Опытная работа по введению разработанной системы упражнений по развитию логического мышления учащихся.
3. Проверка эффективности предложенной системы развития логического мышления учащихся.
Для первого этапа нашего исследования нами была разработана программа диагностики, которая включала в себя следующие методики (см. приложение 1).
Заключение
Цель формирования логического мышления на уроках математики – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал; повысить эффективность обучения математике, актуализация резервов мыслительных процессов.
Задачи таких уроков: интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры самостоятельности мышления, предупреждение неуспеваемости сохранения здоровья. Логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. И главное, их решение развивает логическое мышление, что способствует успешному изучению основ любой другой науки.
Младший школьный возраст является периодом активного пропедевтического развития логического мышления, характеризующимся следующими особенностями осуществления основных логических операций: преобладанием чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществлением синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действия с предметами, стремлением к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замене сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления младших школьников, выявлены особенности логического мышления младших школьников.
Было установлено, что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духов¬ного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основ¬ных психологических новообразования — произвольность психи¬ческих процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи. Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в ре¬зультате сложного процесса интериоризации внешней организо¬ванности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрос¬лыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.
Исследования психологов и дидактов по выявлению возрастных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста убеждают в том, что по отношению к современному 7—10-летнему ребенку неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление его в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче.
В нашей работе мы осуществили диагностику уровня развития логического мышления детей. Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу, определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов; «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению; «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики нами была разработана коррекционно-развивающая программа. Итогом ее реализации должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников
В третьей части исследования приведены результаты исследования, в том числе проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.
Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования был сделан вывод, что с детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие логического мышления на уроках математики. На основе полученных результатов была создана группа детей которые показали средний и низкий уровень развития логического мышления. В данную программу вошло 10 детей.
Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования можно говорить о том, что коррекционно-развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
Таким образом, исходя из результатов коррекционно-развивающей работы можно сделать выводы:
- необходима целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления;
- диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).
- разработанная программа направлена на развитие логического мышления и показала свою эффективность.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что развитие логического мышления в процессе обучения математики младшего школьника будет эффективным если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и содержание упражнений для младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления; определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника, подтвердилась.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие логического мышления младших школьников, являются: наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие логического мышления учащихся, обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций, реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления школьников, обеспечение вариативности содержания учебных занятий.
Решение нестандартных задач формирует у учащихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения.
Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними.
Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения. С этой целью применяю задания развивающего характера. Это кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, задачи на смекалку, задачи – шутки, и т. д.
В процессе использования этих упражнений на уроках и во внеклассных занятиях по математике выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития логического мышления моих учеников и повышения качества знаний по математике.
Список литературы
1. Алексеева О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике. - М., 2007. – 192 с.
2. Байдак В.А. Деятельностный подход в обучении математике в школе. - Омск, 2008. – 192 с.
3. Байдак В.А. Алгоритмическая направленность обучения математике. - Омск, 2007. - 100 с.
4. Александрова С.С. Психологические особенности младшего школьника // Психолог в школе. – 2010. - № 5. – 78 с.
5. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа – 2009. - № 11. – 92 с.
6. Вохмянина А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена. –Магнитогорск, 2008. – 263 с.
7. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики // Начальная школа. – 2009. - № 9/10. – 84 с..
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 2007. - 332 с.
9. Гонин Е.Г. Теоретическая арифметика. – М., 2006. – 400 с.
10. Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. - 2006. - № 3. – 102 с..
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. – М., 2006. – 234 с.
12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М., 2007. – 356 с.
13. Епишева О.Б. Методико-технологические цепочки в обучении математике //Современные проблемы методики преподавания математики и информатики: Материалы III Сибирских методических чтений (23-26 ноября 1999 г.). - Омск, 2007. – 334 с.
14. Екимова М.А. Проблема оценки уровня развития логического мышления //Вестник Омского университета. - 2009. - № 1. – 176 с.
15. Жинеренко И.К. Логическое мышление детей 7-10 лет и его развитие //Вестник Омского университета. - 2007. - № 2. – 163 с.
16. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. - 2007. - № 5. – 76 с.
17. Ивин А.А. Логика. – М., 2007. – 178 с.
18. Косма Т.В. Мышление младшего школьника. - Киев, 2008. – 48 с.
19. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. – М., 2009. – 234 с.
20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в ма¬лых группах: общие и возрастные особенности. - Минск, 2007. – 321 с.
21. Канель-Белов АЛ., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. - М., 2009. – 546 с.
22. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М., 2007. – 111 с.
23. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 2008. – 368 с.
24. Логические игры и задачи на уроках математики /А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко и др. - Ярославль, 2006. – 432 с.
25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 2007. С. 182 – 203.
26. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 2007. – 176 с.
27. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М., 2008. – 263 с.
28. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2007. – 607 с.
29. Николаева Т.Л. Психологические особенности школьного возраста // Педагогика. – 2010. - № 6. – 121 с.
30. Немов Р.С. Психология. - М., 2008. – 368 с.
31. Никольская И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике. - М., 2007. 321 с.
32. Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать. - М., 2007. – 456 с.
33. Нодельман B.C. Система средств обучения для развития логической культуры учащихся на уроках математики в 4-8 классах. - М., 2008. – 346 с.
34. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. - М., 2007. – 412 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 2008. – 352 с.
36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 2008. – 456 с.
37. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М., 2008. – 289 с.
38. Потоцкий В.М. О педагогических основах обучения математике. - М., 2007. – 389 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2007. – 712 с.
40. Рузин Н.К. Методика обучения и стимулирования поисковой деятельности учащихся по решению школьных математических задач. - Горький, 2009. – 453 с.
41. Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе: Сб. статей. - 2-е изд. - М., 2007. – 345 с.
42. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Методическое письмо / Н.С. Рождественский, В.К. Ягодовская, Р.А. Менчинская, А.С. Пчёлко. - М., 2007. – 237 с.
43. Сойер У.У. Прелюдия к математике. - М., 2007. – 192 с.
44. Столяр А.А. Педагогика математики. – Минск, 2007. – 416 с.
45. Самсонов П.И. Об обучении доказательствам // Математика в школе. - 2009. -№ 4. – 89 с.
46. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике. - Саранск, 2008. – 367 с.
47. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. - М., 2007. – 278 с.
48. Стеблина Б. Игровые формы занятий // Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». - 2010. - № 23. – 97 с.
49. Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. - Екатеринбург, 2007. – 327 с.
50. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2008. – 512 с.
51. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 2007. – 345 с.
52. Тимощук М.Е. Как научить доказывать // Математика в школе. - 2009.- № 4. С. 99 с.
53. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 2007. – 234 с.
54. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. - М., 2008. – 421 с.
55. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М., 2008. – 356 с.
56. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М., 2008. – 190 с.
57. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М., 2007. – 80 с.
58. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе: Учителю математики о пед. психологии. - М., 2008. – 160 с.
59. Филь В.Я. Обучение и развитие младших школьников. – М., 2008. – 278 с.
60. Шардаков В. С. Мышление школьников. - М., 2007. – 321 с.
61. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2007. – 467 с.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2008. – 360 с.
63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 2008. – 456 с.
64. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. - М., 2007. – 160 с.
65. Эрдниев П.М. Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. - М., 2008. – 324 с.