Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Основные направления взаимодействия тренера-преподавателя с семьями обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном спорте тренерская работа приобретает особое значение. Трене спортивного мастерства является важным действующим лицом педагогического процесса, что определяет необходимость постоянного взаимодействия с родителями воспитанников.
Многообразие профессиональных обязанностей и широкий диапазон педагогических задач, решаемых тренером, предъявляют повышенные требования к его деятельности и личности. При поверхностном знакомстве с работой тренера в спорте может показаться, что речь идет только о подготовке спортсменов к выступлениям на соревнованиях различного ранга. Задача тренера - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Реализация этой задачи требует разрешения противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и значимостью их постоянного совершенствования - с другой.
Анализ исследований в области спортивной психологии показал, что, несмотря на проявляемый интерес к роли тренера в подготовке спортсмена, многие аспекты его профессиональной деятельности остаются неизученными. Успешное взаимодействие в системе «тренер-спортсмен-родители» возможно только при всестороннем изучении каждого члена этой системы.
..............
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ
1.1. Педагогические подходы к осуществлению тренерской деятельности
Профессиональная деятельность тренера по своей сути является педагогической, со всеми ее функциями, психологическими особенностями и требованиями. Ее основное содержание заключается в управлении учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов. Тренеру также приходится решать целый ряд задач, связанных с оздоровительными, воспитательными, гигиеническими, социальными, спортивно-соревновательными целями тренировки.
Педагогические функции (учебная и воспитательная) проявляются в деятельности тренера специфично, в процессе непрерывного развития физических качеств, совершенствования спортивной техники, демонстрации двигательных действий, воспитание интереса к занятиям, формирование спортивного коллектива и управление им, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность, отбора занимающихся, организации сборов и соревнований, обеспечения психологической подготовки и т. д.
Характеризуя психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренера, следует выделить взаимосвязь знаний формирования основной структуры двигательных навыков с основными закономерностями развития физических качеств спортсмена в процессе тренировки.
Тренеру необходимо:
знать особенности проявления психики спортсмена, психического состояния и уметь управлять им;
уметь четко поставить задачу по выполнению конкретного двигательного действия в соответствии с уровнем мастерства спортсмена, доступно объяснить способы выполнения упражнения.
Все это требует от тренера постоянного обращения к педагогике, психологии, физиологии, биомеханике и другим к областям.
....