Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Свобода и ответственность в детско-родительских отношениях
Введение
Актуальность исследования. Неоспоримо влияние семьи на личность детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка и, гармонизировав отношения в детско-родительских парах, обеспечить ребенку наилучшие условия для развития в рамках семейного воспитания. Можно назвать следующие основные причины нарушений детско-родительских отношений и семейной дисгармонии:
Во-первых, социально-экономическая нестабильность многих семей снижает степень удовлетворенности браком, что приводит к нарастанию тревожности, возникновению дискомфорта во взаимоотношениях, негативно сказывающихся на воспитании детей.
Во-вторых, во взаимоотношениях взрослых и их детей возрастает отчужденность, конфликтность, барьеры в общении, образуется эмоциональный вакуум, в который попадают многие дети в семье.
В-третьих, сегодня все чаще возникает дисгармония в детско-родительских отношениях, связанная с нравственно-психологическим климатом в семье, со стилем общения взрослых и детей. Нередко родители не готовы дать детям даже минимальную свободу выбора, в то время как дети не могут вести себя ответственно, принимать ответственность за свои поступки на себя, т.е. налицо кризис свободы и ответственности в современных детско-родительских отношениях.
В-четвертых, большинство родителей (особенно это касается отцов) ввиду экономической необходимости большую часть своего времени тратят на работу, не находя времени на общение с ребенком.
.........
Глава 1. Представление о свободе и ответственности в детско-родительских отношениях
1.1 Психология детско-родительских отношений
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Множество факторов, таких как состав семьи, психологический климат, стиль воспитания, особенности детско-родительских отношений оказывают непосредственное влияние на развитие и становление личности ребенка. В семье человек приобретает первый опыт общения, способность понимать переживания близких и сочувствовать им, поэтому семейным факторам принадлежит значительная роль в развитии каждого индивида.
Для того чтобы понять сущность такого явления как детско-родительские отношения, следует определить, какой смысл несёт в себе термин «отношение» в рамках психологической науки. Одним из известных исследователей в области психологии отношений является В.Н. Мясищев. По его мнению, отношение представляет собой сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Раскрывая сущность понятия «отношение», В.Н. Мясищев указывал на то, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности и подчеркивал, что именно в семье у ребёнка формируется опыт как положительных эмоциональных отношений, выражающихся в дружбе, любви, привязанности, так и отрицательных эмоциональных отношений, выражающихся в антипатии, неприязни, ненависти [7, c. 83-87].
.......