Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Профилактика конфликтного поведения детей в условиях дошкольной организации
Введение
Актуальность. Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности. Формирование новообразований предполагает множество противоречий в жизни людей, а без противоречивых конфликтных ситуаций, их разрешения, невозможно развитие человека, общества в целом.
Проблема конфликтов в настоящее время вызывает огромный интерес, в том числе и в образовательной среде. Нередко истоки конфликтного поведения лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых, более старших детей и своих сверстников.
Поэтому важно в период дошкольного возраста сформировать у ребёнка необходимые навыки общения со сверстниками, конструктивного разрешения конфликтов. Необходимость формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка нередко наблюдаются трудности в общении со сверстниками, что порождает конфликты, и, следовательно, тяжелые, острые переживания. Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека.
............
Глава 1. Конфликтное поведение детей 5-7 лет и необходимость его профилактики в условиях дошкольной организации
1.1. Конфликтное поведения детей 5-7 лет в условиях дошкольной организации и его причины
Именно в дошкольном периоде, как отмечает А.В. Запорожец, находятся истоки формирования личности человека. Группа сверстников для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива, поэтому важнейшей задачей является предупреждение и преодоление различного рода отклонений в поведении детей. Для этого необходимо глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, среды, в которой воспитывается каждый из них, места ребенка в системе взаимоотношений с окружающими [2, с. 34].
В психолого-педагогической литературе встречаются разны термины относительно взаимоотношений дошкольников: гуманные отношения, положительные отношения. Предметом нашего исследования являются бесконфликтные взаимоотношения старших дошкольников.
Т.Павленко, А.Рузская подчеркивают, что уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет черты эгоизма или коллективизма в зависимости от того, какое место он занимает в «детском обществе» (А.П.Усова) и в семье, как согласует свои личные интересы с общественными, проявляет ли ответственность перед коллективом, считаясь мнением товарищей или, напротив, противопоставляет себя коллективу, признавая лишь свои интересы [9, с. 76].
..................