Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления
Введение
Актуальность исследования. Развитие современной психологической науки позволяет качественно иначе, более глубоко теоретически обоснованно подходить к такой «вечной» проблеме педагогики и психологии, как школьная неуспеваемость. Становится все более очевидным, что эффективная психологическая помощь школьникам невозможна без выявления конкретных причин возникающих у них трудностей в учении.
Известно, что первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. В исследованиях Мурачковской Н.И., Славиной Л.С., Менчинской Н.А. и др., отмечается, что в настоящее время все увеличивается число детей уже в младшем школьном возрасте, испытывающих трудности в обучении.
Таким образом, проблема трудностей в обучении у младших школьников является следствием множества причин – от простейшей невнимательности до нарушения развития или семейного воспитания детей. Несмотря на то, что вопрос неуспеваемости в школе уже достаточно исследован такими авторами, как П.П. Блонский, М.А. Данилов, Р. Л. Гинзбург, В.С. Цетлин, М.М. Безруких, С.Л. Ефимов и др., мы считаем, что недостаточно исследованы психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления.
.................
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления
1.1Понятие неуспеваемости школьников и причины, лежащие в ее основе
Одной из важнейших задач педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости. Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или в школе целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.
Е.И. Калмыкова отмечает, что требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования, только тогда, могут быть выполнимы, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников, и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности: состояние организма, его развитие и психические: развитие мышления, памяти, внимания, воображения [12, с150].
.............