Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь локуса контроля и типа восприятия группы старшими подростками
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире проблема взросления подростков, их становления, взаимоотношений со сверстниками и окружающим миров стоит достаточно остро. Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания [1], которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного "Я", возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте [2].
Одной из групп, в которой подростки и юноши находятся в течение значительной части своей жизни в период взросления и становления себя как личности, является школьный класс. На его примере можно проследить развитие деловых и эмоциональных межличностных отношений, симпатий и антипатий, интенсивность личных контактов, удовлетворенность личности группой. Система социальных ролей в ученическом классе, значительно отличается от других групп людей большей численности. Отношения в малых группах строятся на неформальных принципах, тогда как в больших группах отношения формализованы и в силу этого в классе стимулируют распределение учеников по системе социальных ролей под влиянием психофизиологических возможностей учеников, то есть распределение учеников происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса и самого учащегося, которому отводится какая-либо роль.
...................
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Проблема исследования состояла в том, чтобы изучить особенности влияния семейных отношений на проявления личностных качеств старшими подростками. Проблема еще мало разработана и актуальна особенно в рыночных условиях развития общества, когда многие родители потеряли работу по специальности, а та работа, которую они имеют не всегда приносит в семью материальное благополучие и моральное удовлетворение, поэтому сами родители проявляют нервозность, эмоциональное возбуждение или угнетение - все это сказывается на семейных отношениях с детьми, обостряется проблема детско-родительских отношений особенно в старшем подростковом возрасте, когда определенное количество детей убегает из дома, прогуливает уроки в школе, проявляет аддиктивное поведение, непослушание, бесконтрольность, негативные черты личности.
Как показывают исследования Башманова В.В и Калиниченко О.Ю., у современных детей наблюдается как типичное явление наличие так называемых перед невротических состояний, смежных с невротическими проявлениями, то есть появляется восприимчивая основа для возникновения невроза в дальнейшем [4]. Личностные качества взрослых в семье, семейные отношения отражаются на характере и содержании общения с детьми, их личностных качествах, которые имеют отрицательную направленность, а именно: капризы, тревожность, заторможенность или возбуждение, молчаливость или чрезмерная болтливость и грубость, упрямство, агрессивность, напряженность в отношениях, жестокость и т.д.
................