Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы. В последние годы личностно-ориентированный широко используется педагогами в образовательных учреждениях России.
Ученик в образовательной среде центрированной на личности выступает субъектом обучения и педагогического взаимодействия. При таком подходе к обучению ученики находят учебный процесс более значимым, когда темы обучения имеют непосредственное отношение к их жизни, потребностям и интересам, и когда они активно участвуют в создании, понимании и реализации полученных знаний и навыков на практике в ходе обучения.
Использование дискуссионных методов в обучении помогает сплотить коллектив, а также формирует у обучающихся навыки и умения уверенного поведения на публике, отстаивания своего мнения, уважения мнения собеседника, бесконфликтного взаимодействия и т.д. Для повышения качества обучения используются методы стимуляции обучения, а именно – мотивационные методы. Данные методы направлены на повышение эффективности обучения школьников. Мотивация достижения успеха, способствует развитию таких качеств личности, как: целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и инициативность. Ученики, имеющие денный вид мотивации в обучении имеют положительную направленность на решение какой-либо учебной задачи, неудачи не останавливают их, а стимулируют к достижению поставленной цели в обучении. Мотивация избегания неудачи – уход от сложных и непосильных учебных задач, стремление уменьшить количество ошибок, благодаря отсутствию попыток разрешить представленную задачу или проблему. Данная категория учеников предпочитает не проявлять инициативу и самостоятельность в решении учебных задач, из-за боязни сов решить ошибку и получить плохую оценку, а также осуждения окружающих и т.д.
......................
Глава 1. Теоретические основы принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании
1.1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте личностно-ориентированного подхода и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия)
Политические, экономические и социальные изменения в обществе влияют на материальные и духовные потребности людей. Особенно заметна эта динамика в школьной среде. Для каждого нового поколения характерны определенные ценности, ценностные ориентации и личностный и жизненный смысл.
Такие изменения в социуме предъявляют изменения к его ценностным ориентациям, основой которых является гуманистическая направленность. На разных исторических этапах развития страны менялись психологические и педагогические подходы к исследованию проблем, связанных со становлением активной жизненной позиции личности в преобразовании окружающей действительности.
В настоящее время в фокусе образовательного и воспитательного пространства находится формирование личностных и жизненных смыслов подрастающего поколения с позиции личностно-ориентированного подхода.
Применение лично-ориентированного подхода в системе образования требует создание определенных условий в данной среде.
Термин «обучение, ориентированное на личность», относится к подходам в обучении, как в средних, так и высших учебных заведениях. Данный подход ориентирован на удовлетворение индивидуальных потребностей в обучении, интересов, стремлений или культурных особенностей отдельных учащихся и групп учащихся. Для достижения этой цели школы, учителя и другие специалисты в области образования могут использовать самые разнообразные методы обучения: от изменения заданий и учебных стратегий в классе до полного изменения методов группирования и обучения учащихся в школе.
Личностно-ориентированный подход помогает выбрать наиболее эффективные методы взаимодействия при обучении в школах и других учебных заведениях. Данный подход, помогает определить какие методы и приемы в обучении, следует использовать в дальнейшем, а какие – являются неэффективными и их следует исключить.
Преподавание и обучение являются «персонализированными», что означает, что они учитывают различные потребности в обучении, интересы, стремления или культурные особенности отдельных учащихся [8].
..............