Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в образовательном процессе
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО) к личности младшего школьника. В документе сказано, что еще в начальных классах ребенок должен получить знания, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, чтобы успешно продолжить обучение на следующей ступени. А среди личностных характеристик выпускника начального звена школы обозначены: любознательность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность к саморазвитию. Перечисленные качества закладывают необходимый базис для формирования компетенций, востребованных на этапе предпрофильного, а затем профильного обучения в старших классах.
В то же время обзор источников по проблеме исследования, в которых учителя обобщают опыт собственной профессиональной деятельности, свидетельствует: многие учащиеся начальных классов имеют низкую познавательную активность, что препятствует эффективному освоению образовательной программы. Отсюда возникает противоречие между требованиями ФГОС и наличной ситуацией, что порождает проблему: как стимулировать познавательную активность младших школьников в условиях образовательного процесса? ....................
Глава I Теоретические основы изучения познавательного процесса младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.1 Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста
Обучение, ведущее за собой развитие личности, предполагает проявление значительной активности познающего сознания. Для того чтобы усвоить некий объем информации, недостаточно ее выучить наизусть, необходимо понять множество составляющих: причины возникновения тех или иных процессов, их влияние на смежные; последствия, к которым может привести отсутствие неких элементов в общей системе. Это означает, что необходимо уметь отыскивать истину, сравнивать, анализировать, моделировать. Говоря иначе, проявлять познавательную активность. Данному вопросу уделяли значимое внимание в зарубежной и отечественной педагогике. Исходя из выводов, сделанных в статье М.В. Титовой «Философский аспект проблемы формирования познавательной самостоятельности», уже мыслители античности говорили о том, что человек развивается только в том случае, когда интересуется тем, что происходит вокруг. В частности, Сократ, Платон, Аристотель «глубоко и всесторонне обосновали значение добровольного, активного овладения учениками знаниями» [22, с. 31].
В эпоху позднего Возрождения сходных взглядов придерживались Томас Мор, Кампанелла Томмазо, Мишель де Монтень: они выступали «в защиту познавательной самостоятельности» учащихся и «требовали обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека, для чего ему необходимо самостоятельно добывать знания» [22, с. 32]. .........