Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности работы со стихотворениями на уроках чтения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играют поэтические произведения в приобщении младших школьников к литературе. Будучи важным элементом школьного курса словесности, стихотворения формируют нравственный мир детей, обогащают опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, стихи демонстрируют подрастающему поколению, что такое гуманистические идеалы народа. Отражая тонкие и сложные движения души, поэзия открывает младшим школьникам смысл высших устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в стихотворении, побуждает юного читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Вместе с тем проблема понимания младшими школьниками поэзии остается недостаточно разработанной: при всей кажущейся простоте изучения стихотворений они требуют от педагога большого литературоведческого такта и методического мастерства. В произведениях такого типа нет широкого изображения событий или действий героев, как в эпическом роде литературы. Поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ стихов методы и приемы изучения прозы приводит к обеднению восприятия поэзии.
Степень разработанности научного вопроса. Методика литературного чтения в начальных классах базируется на трудах методистов: Е.А. Адамовича, О.В. Джежелей, М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, Н.Н. Светловской, В.И. Яковлевой и др. Методика обучения чтению поэтических произведений рассматривалась в исследованиях А.А. Абдуллиной, Е.Л. Глинской, Л.Д. Мали, Е.А. Швайкиной и др. .....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Поэтическое произведение как особая разновидность художественной речи
Художественная речь является языковой основой произведений, носителем смысла, важнейшей стороной формы литературного произведения. Это индивидуальная реализация всех особенностей языка – фонетических, лексических, грамматических, синтаксических, стилистических – в рамках художественного текста. Как отмечает Г.Я. Солганик, специфичность художественной речи заключается в ее структуре, «главная особенность которой состоит в несовпадении речи автора и ее субъекта. Слово в художественной речи принадлежит рассказчику и только в конечном счете – автору» [29, с. 42]. В художественной речи широко используются лексические значения слов, их смысловые оттенки, разнообразные интонационно-синтаксические связи между словами. Особую разновидность художественной речи составляет поэзия.
Согласно пояснению, представленному в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», составленной А.Н. Николюкиным, в переводе с греческого языка поэзия дословно означает «делаю, творю». Изначально поэтическое высказывание воспринималось как некое самобытное словесное деяние: «сама стихотворная форма поэтической речи как бы сигнализирует о «выведении» художественного мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы» [13, с. 779]. Поэзия служит выражением идеальных стремлений человека. В отличие от эпоса или драмы, где событийный ряд развернут в цепи последовательных событий, в поэтическом произведении эти же события представлены через их восприятие автором.
..................