Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррекция нарушения речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования лиц с нарушениями речи особую актуальность приобретают задачи по коррекции речевого развития дошкольников с целью формирования социально адаптированной личности, что отражается в трудах Л. С. Волковой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Г. В. Чиркиной. Актуальность проблемы связана с возрастанием количества детей с таким нарушением, запросами родителей к диагностическим и коррекционным материалам.
Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии, сказкотерапии и др.
Владение родным языком является фундаментом для развития личности человека и закладывается в дошкольном возрасте, и рассматривается как основа обучения. Но не всегда дети могут легко овладеть родным языком в виду наличия отклонений. Одним из таких нарушений является дизартрия, которая представляет собой нарушение произносительной стороны речи. При таком нарушении у ребенка идет нарушение иннервации речевого аппарата, что влечет за собой расстройство артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи. И все это в совокупности приводит к тому, что ребенок теряет членораздельность и внятность в своей речи.
........................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
В анамнезе дошкольника с симптомами псевдобульбарной дизартрии легкой формы, упоминаются, как правило, повышенное двигательное беспокойство, частый и беспричинный плач, нарушения сна, слабость крика (нередко с носовым оттенком) или его отсутствие, отказ от груди, трудность удержания соска, вялость акта сосания, частые поперхивания, обильные срыгивания, быстрая утомляемость (Е. М. Мастюкова [41]).
Показатели психомоторного развития дошкольников с легкой степенью дизартрии колеблются от нормы до ярко выраженной задержки (в более поздние сроки самостоятельно садится, ползает, ходит, манипулирует с предметами). Ребенок, как правило, соматически ослаблен, с задержкой развивается готовность руки к письму, иногда отмечается судорожный синдром
У значительной части дошкольников речевое развитие замедлено:
? первые слова появляются в возрасте 1.5-2 года;
? фразовая речь появляется в 2-3 года;
? после 5 лет речь детей остается фонетически несформированной.
При псевдобульбарной дизартрии легкой формы присутствует неврологическая симптоматика, которая выявляется в ходе специального обследования с применением функциональных нагрузок. Наличие у дошкольников симптомов органического поражения центральной нервной системы – это основной критерий диагностики дизартрии (О. А. Токарева). [56]. Симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы – в состоянии обшей и мелкой моторики, артикуляционной и мимической мускулатуры.
Общемоторная сфера дошкольников с дизартрией легкой степени характеризуется скованными, замедленными, неловкими, слабо координированными движениями. Наблюдается ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса. Иногда подвижность резко выражена, но движения непродуктивны и бесцельны.
..................