Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Значение творческой игры в коррекции заикания у детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Первым и важнейшим условием становления у ребенка предпосылок для успешной социальной адаптации является своевременное и полноценное овладение речью. Ограниченность, затрудненность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Не скорректированные в дошкольном возрасте те или иные дефициты развития обязательно отразятся на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии. Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции.
Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, JI.3. Арутюнян, JI. И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
1.1. Анализ научных исследований по механизмам заикания
Заикание относится к одному из самых распространенных речевых нарушений. Проблеме изучения этой области уделяли внимание такие ученые как Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, В.И. Селиверстов, Л.П. Успенская.
Согласно определению Л.И. Беляковой, заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Как отмечают ученые Э.М. Кулиев, A.B. Ястребова и др. у ребенка, страдающих заиканием имеется дефицитарность процессов, которые отвечают за развитие нормального речевого поведения. Начало заикания бывает всевозможным. В некоторых случаях запинки зарождаются стремительными темпами, непредвиденно, а в иных вариантах заикание появляется со временем, малозаметно для окружающих.
Причина заикания остается пока не до конца изученной проблемой. Большая часть ученых (И.Ю. Абелева, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Л.Я. Миссулович, В.И. Селиверстов, A.B. Ястребова и др.) склоняются к следующим условиям, которые имеют значимость при возникновении заикания, а именно:
1) определенный возраст детей;
2) состояние центральной нервной системы детей;
3) индивидуальная специфика речевого формирования;
4) наличие психической травматизации;
5) генетический фактор;
6) половой деморфизм.
Условием появления заикания может стать функциональная ассиметрия мозга. Изучения В.А. Куршева, М.Е. Хватцева и др. доказывают, то что заикание зачастую появляется при переучивании леворукости в праворукость [52].
................