Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности познавательных психических процессов у младших школьников с различным уровнем учебной успеваемости
Введение
Быстрый темп жизни, большой объем информации, развитие разнообразных средств массовой информации приводят к росту объема знаний, необходимых для полноценной жизни современного человека. Существующие изменения в социальной сфере оказывают существенное влияние и на протекание развития современных детей. Сейчас система школьного образования рассматривается как начальная ступень всей системы непрерывного и поэтапного образования человека. Создание условий для полноценного эмоционального, физического, интеллектуального, творческого развития - входят в основные задачи современного школьного учреждения. Эффективность школьного образования на современном этапе характеризуется не просто суммой усвоенных в школе знаний и сформированными умениями, а личностными качествами, развитыми познавательными процессами (произвольное внимание, память, мышление, восприятие и т.д.).
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек. И эта новая социальная роль требует развития у ребёнка определённых психических свойств и опирается на уже развитые свойства. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания.
Трудности в обучение описаны во многих работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Ласкалова Н.П., Л.С. Цветкова, М.С. Неймарк, Л.С. Славина, А.И. Захаров и др.), существует комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями.
......................
Глава 1. Теоретические подходы к изучению познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
1.1. Особенности развития младших школьников
1.1.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младшего школьника
Младшим школьным считается возраст с 6 – 7 до 10 – 11 лет. В этот период с ребенком происходит множество изменений, касающихся психофизического развития. Это и взросление, потеря непосредственности, и формирование характера, и кризис 7 лет [9].
Конечно, дети младшего школьного возраста имеют еще много общего с дошкольниками. Их поведение до сих пор можно охарактеризовать наивностью и легкомыслием. Однако с каждым годом они ослабевают, привнося в поведение взрослые черты характера. На первое место выходит не игра как таковая, которая являлась главным развивающим занятием дошкольного периода, а познавательная деятельность. У школьника происходит смена социального статуса, которая не может ни оказывать влияние на его психологию. Именно в период с семи до десяти лет возникает кризис социального «я», в течение которого ребенок учится смотреть на себя под другим углом через призму отношений со своими одноклассниками, учителем и качеством получаемых оценок [11].
Для школьника понятие взрослого человека подразделяется на родителей и педагогов. Образ первого учителя в дальнейшем определяет взаимодействия детей с родителями, сверстниками и обществом в целом. Дело в том, что отношения с воспитателями в детском саду или семьей для ребенка не ограничиваются какими-либо особенными правилами, в то время как отношения со школьным учителем каноничны и воплощают требования от общества к личности. Ребят знакомят с системой эталонов, которые одинаковы для каждого, а также с особенностями оценивания учебной деятельности школьника [6].
.....................