Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Концепт "интеллект": на материале текстов англоязычных научно-фантастических рассказов
В лингвистической науке последнего времени наблюдается повышенный интерес к изучению процессов концептуализации мира как одного из наиболее перспективных направлений. Исследования в этой сфере ориентированы на выявление механизмов формирования таких универсальных понятий, как "время", "пространство", "жизнь" и пр. Частыми объектами изучения также становятся такие феномены, как "любовь", "красота" и др. Подобные феномены обладают спецификой реализации в различных сферах, направлениях деятельности, в частности, в искусстве. Особый интерес представляет собой концепт "интеллект", реализующийся в литературно-художественном пространстве. "Интеллект, представляющий собой особое явление человеческой сущности и имеющий универсальный характер, по-разному отражается в лексическом моделировании мира..." [Бабина, 2011: 207].
Настоящая работа посвящена исследованию особенностей репрезентации концепта "интеллект" сквозь призму индивидуально-авторских представлений на материале прозы англоязычного писателя-фантаста.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, лингвокультурологические исследования являются ведущим направлением в современной науке о языке, вместе с тем различные типы культурных концептов, нашедших отражение в творчестве национальных писателей, еще недостаточно изучены; во-вторых, концепт "интеллект" занимает особое место в концептосфере любой языковой культуры, поскольку он представляется как один из репрезентантов положительной оценки личности. В-третьих, следует сказать о том, что исследования концепта "интеллект" в большинстве случаев базируются на материале фразеологического фонда, который считается одним из основных средств хранения моделей образного мышления и национально-культурных стереотипов. В то же время литературно-художественное произведение может являть собой не менее важный источник концептуальных сведений. Концепт способен отражать различные нюансы языкового сознания. Так, например, художественная литература транслирует не только национально специфический культурный код, но и фиксирует индивидуально-авторские интерпретации тех или иных реалий. На базе литературно-художественного материала возникает "художественный концепт". В этой связи очевидной становится высокая научная ценность и значимость описания концепта "интеллект" и специфика его реализации на материале научно-фантастической литературы.
В качестве объекта исследования определен концепт "интеллект" английского языка.
Предметом исследования явились единицы, формирующие концепт "интеллект" в англоязычной художественной литературе научно-фантастического жанра.
……………….
Понятие "концепт" является центром сравнительно новой отрасли в лингвистической науке, лингвокультурологии. Однако, сам термин "концепт" является многозначным и фигурирует во многих отраслях научно-прикладной деятельности. Более того, в рамках лингвокультурологии существует несколько подходов к определению этого термина. Для анализа специфики концепта следует оговорить сам понятийно-терминологический метаязыковой аппарат, выявить общее и различное в определениях и интерпретациях термина и понятия "концепт".
На сегодняшний день данное понятие трактуется в нескольких аспектах и является важным элементом базы знаний в нескольких сферах. Так, "концепт" трактуется как инновационная идея, содержащая в себе креативный смысл; Продукт, демонстрирующий эту идею, называют концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности. Примером употребления слова в этом значении может служить наименование "концепт-кар" (англ. "concept" – идея, "car" – автомобиль; автомобиль, являющийся воплощением оригинальной концепции и, как правило, представляемый на автомобильных выставках) [Шагалова, 2011: 149].
....................