Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Культурно-историческая концепция Выготского
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что культурно-историческая концепция Л.С. Выготского обычно не воспринимается как теория личности. Нередко отмечается, что Л.С. Выготский интересовался главным образом проблемами сознания, мышления, высших психических функций, а не психологией личности как таковой. Думается, что это ошибочное представление, свидетельствующее как о недопонимании работ Л.С. Выготского, так и о неверной постановке самой проблемы личности. Объектом статьи является проблема личности в психологии.
Л.С. Выготский не оставил нам специальной монографии по психологии личности, но можно утверждать, что все его научное наследие есть психология личности. Поэтому вполне понятны затруднения, которые испытывают составители хрестоматий по психологии личности при выборе таких текстов Л.С. Выготского, которые должны были бы дать представление о его взглядах на эту проблему. Есть отдельные очень точные и ценные суждения Л.С. Выготского по проблеме личности, но они разбросаны по разным местам и, будучи вырванными из контекста, нередко теряют свою глубину и эвристическую силу. Так, научный вклад Л.С. Выготского в проблему психического развития и формирования личности представляется особенно значимым и ценным.
Цель исследования рассмотреть культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.
Для того, чтобы достигнуть указанных целей следует решить ряд задач:
- рассмотреть метод исследования как научная проблема ;
- изучить место культурно-исторической концепции в психологической науке ;
-
*
*
Глава I. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского как новое слово в психологии ХХ века
1.1. Метод исследования как научная проблема
Один из известных зарубежных исследователей творчества Л.С. Выготского подсчитал, сколько раз в текстах автора культурно-исторической теории встречается термин «зона ближайшего развития», и, убедившись, что это понятие Л.С. Выготский использует значительно меньше, нежели другие понятия, сделал вывод о том, что термин «зона ближайшего развития» является проходящим и совсем не существенным для понимания особенностей предложенной Л.С. Выготским теории . С этих позиций, психология искусства оказывается еще менее значимой для понимания той психологии, которая, с легкой руки одного из учеников Л.С. Выготского, Данила Борисовича Эльконина, стала называться неклассической. Но не соглашаясь с Сэтом Чаклиным, утверждающим, что понятие зоны ближайшего развития не является сущностным понятием культурно-исторической психологии, хочу подчеркнуть, что во многом именно психология искусства, несмотря на сравнительно небольшое количество работ, определила особенности того подхода, который привлекает к себе внимание ученых и практиков разных стран и является востребованным специалистами разных профессий .