Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние ценностно-смысловых ориентаций на переживания наполненности, яркости и полноты жизни
Введение
Ценностно-смысловая сфера часто рассматривается как результативно-содержательная сторона самоопределения (Т.М. Буякас, М.Р. Гинзбург, В.В. Гулякина, Ф.К. Нуриманова, В.Ф. Сафин, А.С. Чернышев). Успешная адаптация и социализация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. Одним из индикаторов эффективного самоопределения выступает сформированность ценностно-смысловой сферы в контексте полоролевой идентификации.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что трансформации, происходящие в современном обществе, приводят к наполнению сознания новым ценностно-смысловым содержанием и к использованию человеком определенных стратегий в своей жизнедеятельности. В связи с наметившейся в последнее время в России поляризацией общества можно говорить о существовании разных типов сознания, разных способов самоопределения личности. Механизмы, определяющие ценностно-смысловую сферу, в силу особенностей их функционирования и проявления у разных типов самоопределения личности способствуют либо не дают возможности осознать части общества смысл происходящего и смысл собственной жизни. В результате в современном российском обществе обнаруживаются группы населения, типы личностей, более или менее адаптированные к новым жизненным условиям, воспринимающие жизнь как яркую и наполненную (К.А. Абульханова, А.Н. Славская).
Цель дипломной работы – выявить влияние ценностно-смысловых ориентаций на переживания наполненности, яркости и полноты жизни.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
- описать подходы к изучению ценностно-смысловых ориентаций и их влияния переживания наполненности, яркости и полноты жизни;
- изучить сущность и основные типы ценностно-смысловых ориентиров в системе личности;
- выявить детерминанты переживания наполненности, яркости и полноты жизни.
- рассмотреть организацию и методы исследования;
- описать эксперимент и проанализировать результаты исследования;
- дать рекомендации по развитию адекватной оценки.
Объект исследования – ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников организации как результативной стороны самоопределения личности в зависимости от индивидуально-типологических различий.
Методы исследования. При проведении исследования использовался широкий спектр методов и методик: теоретические: теоретический анализ научной литературы и исследований по вопросам влияния ценностно-смысловых ориентаций на переживания наполненности, яркости и полноты жизни, развития личности; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение; диагностические: анкетирование и тестирование по методикам: модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; Тест смысложизненных ориентаций Леонтьева; Методика Дембо-Рубинштейн; квалиметрические: методы математической статистики.
Методологической основой исследования являются: ценностно–смысловой подход к исследованию личности (К.А. Абульханова – Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А.Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.); теоретические положения исследований в области ценностей (Г. Олпорт, М.Рокич, В.П. Тугаринов и др.); идеи гуманистической психологии (Э.Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), теоретические и методологические основы личностно – ориентированного образования (И.С.Якиманская, С.В.Кульневич, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков); аксиологический подход к психолого – педагогической деятельности (П.А.Анохин, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.П.Беспалько,В.П.Кузьмин и др.). Использованы концептуальные положения о профессиональном и личностном самоопределении и нахождении смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации (Э.Ф. Зеер, Л.М.Митина, Н.С. Пряжников). Исследование выполнено в русле научной концепции развития самопознания на основе понимания во взаимосвязи двух его основных аспектов – когнитивного и личностно-смыслового, разработанной Е.А.Сорокоумовой в контексте гуманистической парадигмы реорганизации стратегии современного образования.
Гипотеза дипломной работы заключается в том, что пустоту и бессмысленность жизни, как правило, переживают те, кто ориентирован на внешний успех и «зациклены» на материальных ценностях. Те сотрудники, которых в большей степени интересует карьерный рост и материальное благополучие игнорируют духовные, семейные ценности и ценности творчества, однако, именно эти ценности и приносят ощущения полной и насыщенной жизни.