Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Стимулирование профессиональной ориентации старшеклассников
Введение
Вопросы профессионального самоопределения молодежи становятся все более актуальной проблемой, как для самой личности, так и для общества, которое заинтересовано в более раннем выявлении потенциальных возможностей молодых людей, вступающих в трудовую жизнь, должно обеспечивать их готовность к трудовой деятельности. В процессе целенаправленного воспитания у ребенка должна формироваться мотивация, потребность и готовность к общественно полезной деятельности, которые должны образовывать единый комплекс, поддерживаемый всей системой официальных и неофициальных морально-нравственных норм. Семья, различные институты общества, образовательные учреждения, средства массовой информации призваны с детства преобразовывать естественную активность человека в мотивационно обусловленную готовность к трудовой деятельности. Решение профориентационных проблем обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля.
Профессиональное самоопределение является ведущей формой проявления активности личности в процессе ее профессионального становления и реализации. Анализ литературных источников свидетельствует, что исследование профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить социологическое (В.В. Водзинская, И.С. Кон, М.Х. Титма), профориентационное (Е.И.Головаха, А.Е.Голомшток, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, П.А.Шавир), жизнедеятельностное (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, М.Р.Гинзбург, В.А. Крутецкий), направление профессионального развития (В.А.Бодров, Ю.П.Поваренков, Э.Ф.Зеер). Большое внимание отечественных психологов уделяется анализу структуры профессионального самоопределения (Е.А. Климов, И.В.Кузнецова). Активно исследуются разнообразные факторы профессионального самоопределения (И.Н.Захарова, О.В.Падалко, В.Ф.Сафин, С.Н.Чистякова).
Исследуются и другие аспекты профессионального самоопределения. Однако большинство работ в этой области посвящено изучению профессионального самоопределения молодых людей, вступающих в процесс профессионализации. Тем самым предполагается, что процесс профессионального самоопределения на более поздних этапах жизненного пути либо прекращается, либо имеет для человека несущественное значение, а поэтому не нуждается в специальном изучении.
В настоящее время, когда социальные факторы закрепления человека в профессии сильно ослабли, а общая активность человека как субъекта труда значительно возросла, существование непрерывного профессионального самоопределения признается многими исследователями. Так, в работах Е.М.Борисовой, Е.А.Климова, Т.В. Кудрявцева и других авторов неоднократно отмечалось, что профессиональное самоопределение активизируется не только на этапе оптации, но и на более поздних стадиях профессионализации личности.
По мысли Л.И. Божович, подростковый возраст состоит из двух фаз: 12 – 15 лет и 15 – 17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано на устойчиво сложившихся к этому моменту интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.
Старшеклассники в возрасте 14-16 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию. Только 40% учащихся старших классов выбирают профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда в ней, тогда как содержание деятельности является наиболее важной ее стороной. Поэтому вряд ли можно ожидать, что они быстро найдут свою профессию, а также будут отличаться творческим отношением к избранной деятельности.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.
Профессионализм становится важнейшей особенностью человека, в какой бы сфере деятельности он не работал. Выбор профессии молодым человеком не должен быть случайным. Однако, как показывает практика этот выбор очень трудно реализовать: не каждый может оценить свои способности, выявить интересы, склонности, не хватает знаний о профессиях. Уровень самосознания подростка еще недостаточно сформировано. Квалифицированную помощь в процессе профессионального самоопределения должен оказать профконсультант или психолог в процессе консультации. Но одного признания непрерывности профессионального самоопределения недостаточно. Необходимо выявить специфику и особенности его протекания и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся. В связи с этим, существенно возрастает теоретическая и практическая актуальность изучения профессионального самоопределения старшеклассника в процессе обучения.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей протекания профессионального самоопределения старшеклассников, остаются не выясненными вопросы стимулирования профессионального самоопределения.
Эти знания необходимы не только для развития психологической теории профессионального самоопределения и профессионального становления субъекта труда в целом, но и для решения комплекса прикладных проблем, связанных с организацией непрерывного сопровождения и поддержки профессионала.
Поэтому актуальным является исследование методов стимулирования профессиональной ориентации старшеклассников. Актуальность, социальная значимость и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования определить пути стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников как результат социально-педагогического стимулирования.
Предмет исследования - формы и методы социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.
В основу исследования положены следующие гипотезы:
-профессиональное самоопределение как компонент и фактор профессионального развития проявляется уже в подростковом возрасте;
-при своевременном проведении работы по стимулированию профессионального самоопределения учащихся старших классов в общеобразовательной школе, становление ценностно-профессиональной ориентации, мотивационной и профессиональной направленности старшеклассников учащихся старших классов будет проходить более целенаправленно.
Таким образом, задачи исследования следующие:
1.Проанализировать основные аспекты рассмотрения профессионального самоопределения старшеклассников в образовательной науке и практике.
2.Выделить формы и методы стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.
3.Разработать и апробировать программу социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.
5.Сформулировать рекомендации по стимулированию профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: беседа, экспертная оценка, наблюдение, эксперимент;
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
В работе были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича.
2.Методика «дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Климов Е.А.
3. Диагностика направленности личности (В. Смекал, М. Кучер).
4. «Самооценка уровня притязаний» методике Шварцландера.
5.Методика MIM Ж. Нюттена.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили отечественные и зарубежные концепции, в которых раскрываются общие закономерности профессионального развития личности и ее профессионального самоопределения: развития субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн); профессионального развития субъекта труда (Т.В.Кудрявцев, А.К.Маркова, Э.Ф.Зеер, Ю.П.Поваренков); профессионального самоопределения молодежи (Е.М.Борисова, Е.А.Климов, И.В.Кузнецова, Н.С.Пряжников); принципы системогенетического подхода к изучению профессиональной деятельности (В.Н.Дружинин, А.В.Карпов, Ю.Г.Шоваренков, В.Д.Шадриков).
База исследования: государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1128 г. Москвы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выделении особенностей профессионального самоопределения старщеклассников и определении путей их социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования состоит в определении форм и методов стимулирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в общеобразовательной школе и разработке программы стимулирования профессионального самоопределения учащихся старших классов на основе развития качеств творческой личности школьников в системе непрерывного дополнительного образования.