Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эксперементальная методика концентрации внимания детей 6-7 лет.(средствами физической культуры)
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей.
Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности. Особенно актуальна данная проблема в аспекте младшего школьного образования. Очень часто на занятиях в начальных классах слышен призыв педагога: «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ребенка нередко звучит: «Ему не хватает внимания» или «Все его ошибки от невнимания». Однако далеко не каждый педагог готов объяснить как быть внимательным, как развивать внимание. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса. Недостаточный уровень сформированности концентрации внимания младших школьников так же является серьезной проблемой в процессе обучения детей.
Несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности детей, особенности концентрации внимание детей 6-7 лет изучено недостаточно. На практике многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями в развитии и формировании внимания, мы считаем, что систематизированы данные экспериментальных методик диагностики и формирования концентрации внимания детей младшего школьного возраста.
В связи с вышеизложенным, актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что она посвящена изучению внимания у детей младшего школьного возраста и возможностью его оптимизации средствами педагогической коррекции.
Объект исследования – процесс концентрации внимания.
Предмет исследования – экспериментальная методика концентрации внимания детей 6-7 лет.
Цель исследования – подобрать экспериментальную методику концентрации внимания детей 6-7 лет.
В работе решались следующие задачи:
1.провести анализ научной литературы по теме исследования и определить психолого-педагогические, медико-биологические особенности развития детей 6-7 лет, охарактеризовать особенности развития внимания, концентрации внимания, характера, темперамента и готовности ребенка к обучению в школе;
2.рассмотреть подходы к процессу организации концентрации в физическом воспитании детей 6-7- лет;
3. рассмотреть особенности контроля за состоянием здоровья детей учителями, родителями, выявить средства и методы контроля за здоровьем детей;
4. оценить особенности физического развития ребенка 6-7лет;
5.провести эмпирическое исследование особенностей концентрации внимания у детей 6-7 лет;
6. подобрать методику развития устойчивости внимании у детей 6-7-лет средствами физической культуры.
Гипотеза исследования. Процесс формирования внимания будет проходить интенсивнее, если учитываются возрастные и индивидуальные особенности человека. Можно предположить, что у детей младшего школьного возраста уровень развития концентрации внимания будет невысок, что определит подбор методики развития внимания в целом и концентрации внимания в частности младших школьников.
Методика и процедура исследования Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
В исследовании применялись следующие методики диагностики:
- «Корректурная проба» (оценка уровня развития концентрации и переключения внимания);
- «Таблицы Шульте» (определение устойчивости внимания, степени врабатываемости и эффективности работы);
- Методика изучения концентрации и устойчивости внимания в модификации Пьерона-Рузера.
База исследования: МОУ СОШ № 1382 г. Москва.