Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение творческого мышления
Творческой личностью, также как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.
Деятельность человека в соответствии с исторически накопленным опытом, в соответствии со сложившимися стандартами, нормами культуры и т.п. еще не выявляет творческого потенциала личности, ее своеобразия, неповторимости. Но человек может действовать и нестандартно, новаторски, самодеятельно, что уже вводит его в поле творчества. Иначе говоря, сущность творчества связана с выходом человека за границы привычного, стандартного.
Таким образом, творчество- это новаторская деятельность личности. Слагаемые творческого потенциала образуемы потребностями и способностями человека. Они генетически заданы особенностями биопсихического субстрата человека, но формируются, развиваются в ходе жизни, в ходе социализации, превращаясь из творческого потенциала в творческий потенциал личности; именно личность является высшей формой бытия человека, единичного представителя человеческого рода. Итак, отправной точкой творчества выступают потребности и способности человека.
Далее хотелось бы отметить такие черты характера, и прежде всего, -новаторство, дерзость и нестандартность мышления (креативность), умение выйди из сознательного контроля в творческой деятельности, из уровня догм и стандартов, имманентных общественному мнению. В нашем сознании творец –архетипически- прежде всего бунтарь, попиратель традиций.
Творческий человек зачастую очень требователен к себе, результатам своего труда, произведениям, которые он создает, самокритичен (хотя бывает и вовсе наоборот). Уровень самооценки у творческой личности- опыт показывает- чаще всего завышен. Творческие люди – ярко выраженные индивидуалисты, но в то же время им часто свойственен альтруизм, равно как и желание изменить мир к лучшему (последнее еще и выступает стимулом творчества).
Итак, под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Природа же творческого мышления такова, что собственно акт творчества происходит при решении практических задач, когда находится новый путь для мысли или создается нечто новое.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной учебной деятельности с 1-го класса. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Сказанное обусловливает актуальность выбранной для исследования темы.
Цель исследования - выявить пути и средства совершенствования творческого мышления (на примере младшего школьного возраста).
Объект исследования - процессы творческого мышления.
Предмет исследования - изучение творческого мышления (на примере младшего школьного возраста).
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Определить особенности развития мышления творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению творческого мышления у младших школьников контрольной и экспериментальной группы.
4. Подвести и интерпретировать результаты исследования, сформулировать необходимые рекомендации по оптимизации дальнейшего развития процессов творческого мышления.
Гипотеза исследования – процесс развития творческих начал мышления у ребенка младшего школьного возраста может совершенствоваться, если:
1. Будут приложены необходимые психолого-педагогические действия развивающего характера со стороны взрослого (родителей, педагогов, психологов) в процессе разработки программ специальных занятий, игр и т.п.
2. Созданные условия воспитания и обучения в рамках школы и семьи будут благоприятны для развития познавательных процессов в целом, и в процессов творческого мышления и воображения в частности.
Методы исследования- наблюдение, обучающий и констатирующий эксперимент.
Базой исследования является: МУ средняя школа № города , начальные классы.