Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование гендерных образов посредством женских журналов. На примере журнала Cosmopoliten.
Последние десятилетия XX в. ознаменовались зарождением новых важных явлений в жизни общества: компьютер, интернет, гендер и другие. Гендер – одно из центральных и фундаментальных понятий современного общества. Гендер – мировоззрение, проливающее свет на тайны и загадки человеческой истории. Гендер связан не только с теоретическими проблемами философии, социологии, психологии и т.д., но и с непосредственной практикой, экономическими, социальными, политическими и правовыми процессами, происходящими в современном мире. Гендерный подход внес существенные коррективы в анализ структуры современного общества, во все сферы его жизнедеятельности. На протяжении ряда лет гендерное измерение является непременным атрибутом международного права и находит свое отражение практически во всех документах, принятых в различных организациях, структурах, на конференциях и симпозиумах мира.
Термин "гендер" впервые был употреблен американскими феминистками (от лат. femina – женщина) и означал переход от изучения женщин как особой группы к изучению взаимодействия между полами с учетом биологических, психологических и социальных особенностей. Появление термина, в первую очередь, было связано с философской критикой современного общества, т.е. критикой дискриминационного положения женщин. Он появляется впервые в статье антрополога Гейл Рубин "Обмен женщинами: заметки по поводу "политической экономии" пола", в которой гендер определяется как "комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности".
Термин, который до сих пор вызывает множество споров и трактуется по-разному различными концепциями самой феминистской теорией, в 80-е годы становится основой нового этапа развития теории феминизма, внося существенные изменения в теорию пола. Так, в американских справочных изданиях по философии дается следующее определение гендера: "Термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола", то имеется ввиду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социо-культурных дефиниций (определений) понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения".
В корректировке гендерных стереотипов, в их объективной критике и пересмотре, а значит - в ослаблении их влияния, могут сыграть очень важную роль средства массовой информации. Равно как и при иных установках, или по незнанию, или в погоне за популярностью СМИ могут консервативные гендерные стереотипы укреплять, тиражирую их, и даже культивировать, навязывая их своей многочисленной и широко рассредоточенной аудитории.
СМИ - это не просто проводник необходимой информации, но и агент социализации общества, распространитель социальных норм и стереотипов. Поэтому анализу гендерных аспектов СМИ представляется актуальным.
Основная цель курсовой работы заключается в исследовании процесса формирования гендерных образов средствами массовой информации.
Преследуемая в работе цель достигается через решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ понятия гендер.
2. Выявление роли СМИ в формировании гендерных образов и стереотипов.
3. Анализ формирования гендерных образов в женском журнале.
Предметом исследования я вляется процесс формирования гендерных образов в женских журналах.
Объектом исследования являются выпуски женского журнала "Космополитен" за 2007 год.