Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Возрастные различия агрессии
Актуальность. Проблема агрессивности сегодня — едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований. К сожалению, даже наша жизнь — яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия.
В современном обществе существует проблема детской, подростковой агрессивности, которая часто переходит в более сложную форму – агрессивность взрослых. Проблема агрессивности как свойства личности, агрессивного поведения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе. И связано это в том числе с изменениями социально-экономической обстановки, отражающейся на внутрисемейной ситуации.
Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы. В связи с этим в науке, перед психологами и педагогами возникает противоречия, касающиеся агрессии - сама по себе тема агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований. И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Обращение к теме агрессии в человеке значимо в наше время и потому, что значительно снизился порог чувствительности к жестокости, а волна деструктивности, немотивированная агрессивность захлестнула сегодня все сферы нашей жизни. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования. Остаются недостаточно исследованы вопросы возрастных различий проявления агрессии, зависимости проявления агрессии от возраста испытуемых. Это обусловило выбор темы исследования: «Возрастные различия агрессии».
Целью нашего исследования стало выявление возрастных особенностей проявления агрессии.
Объект - проблема агрессивности в современном обществе.
Предмет – возрастные особенности проявления агрессии.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы проблемы агрессивности у взрослых людей и подростков;
2.дать сущностную характеристику следующим понятиям: агрессия, детская агрессивность – причины и факторы возникновения, сущность и проявление агрессивности во взрослом и подростковом возрасте;
3.провести диагностическое исследование агрессивности мужчин разного возраста.
Гипотеза. Наше исследование основывалось на предположении о том, что существует взаимосвязь между возрастными особенностями мужчин и уровнем агрессии. Следует отметить, что гипотеза исследования может подтвердиться полностью или частично, а так же может и не подтвердиться совсем.
Методологической основой исследования являются психолого-педагогическая теория личностного роста (К. Роджерс; С.Л. Рубинштейн), принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов), субъектный деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), подход Фурманова И.А. к детской агрессивности, теория Дубинко Н.А. о влиянии когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, обработка полученных в ходе исследования данных.
В качестве методики исследования была применена диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
Базой исследования является частное предприятие г. Москвы и МОУ СОШ № 1382 г. Москвы. В эксперименте принимали участие 2 группы мужчин по 9 человек – в возрасте от 15 до 18 лет и в возрасте от 28 до 46 лет.