Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Диагностика и методы коррекции нарушений средствами ЛФК(АФК) при вегето-сосудистой дистонии
Введение
Вегето-сосудистая дистония (ВСД) (синонимы: нейроциркуляторная дистония, невроз сердца, неврастения, психовегетативный синдром, вегетоневроз, кардионевроз) — полиэтиологическое (многофакторное) заболевание, характеризующееся дисфункцией вегетативной (автономной) нервной системы, и функциональными (то есть неорганическими) нарушениями со стороны практически всех систем организма (в основном сердечно-сосудистой).
Этот синдром включает в себя разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных (относящихся к работе внутренних органов) функций, обусловленные расстройством их нервной регуляции.
Встречается вегето-сосудистая дистония довольно часто — как у детей (12-25%), так и у взрослых (до 70%). Это следствие того, что нарастающий темп современной жизни требует полной отдачи внутренних ресурсов и сил в процессе учебы и работы, учащает стрессовые ситуации.
Вегетативная дистония в последние десятилетия стала едва ли не самым распространенным заболеванием среди людей разных возрастных категорий.
И хотя это заболевания считается неопасным и при комплексной диагностике часто не проявляется, оно приносит большой дискомфорт в жизнедеятельность людей, отрицательно сказывается на работе и учебе.
ВСД – заболевание хроническое и сопровождает человека практически всю его жизнь. Поэтому от степени выраженности этого заболевания у конкретного пациента во многом зависит качество его жизни.
Объектом данного исследования являлась выраженность клинических проявлений ВСД у групп лиц до, и после получения лечения с применением ЛФК и без него.
В качестве предмета исследования были выбраны 100 пациентов неврологического отделения ФГУ «Поликлиники №1» с диагнозом вегето-сосудистая дистония: 50 мужчин и 50 женщин в возрасте от 18 до 25 лет. Выраженность клинических проявлений ВСД у испытуемой группы. Для клиники ВСД характерны следующие синдромы.
1. Синдром вегетативной дисфункции
2. Синдром психических нарушений
3. Синдром адаптационных нарушений, астенический синдром
4. Гипервентиляционный (респираторный) синдром
5. Синдром сердечно-сосудистых нарушений
6. Синдром цереброваскулярных нарушений
7. Синдром обменно-тканевых и периферических сосудистых нарушений
8. Кардиалгический синдром
9. Тахикардический синдром
10. Аритмический синдром
11. Гиперкинетический кардиальный синдром
Более подробно клиника синдрома ВСД будет разобрана в п. 1.1.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.
Термином «лечебная физическая культура» обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.
Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения — больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения.
Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.