Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Структура и цели системы внутреннего контроля на предприятии
С возникновением рыночной конкуренции перед российскими коммерческими организациями встает задача структурной перестройки системы корпоративного управления в целях обеспечения конкурентоспособности, эффективного функционирования и развития организации в перманентно меняющихся условиях хозяйствования. Одним из главных элементов системы управления организацией является система внутреннего контроля (далее - СВК). В настоящее время внутренний (внутрихозяйственный) контроль в российских организациях приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ). В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная СВК является одним из главных условий успешной деятельности коммерческой организации.
В последние годы у многих компаний возникли проблемы, связанные с финансовой отчетностью, что привело к росту давления акционеров на них в целях существенного повышения качества управления рисками и улучшения контроля за эффективностью системы управления. Согласно закону Sarbanes-Oxley (SOx) эти компании должны принять меры к минимизации рисков ошибок в финансовой отчетности и построению системы контроля за процессами ее составления. Сегодня обязательное требование при проведении таких работ - внедрение эффективных бизнес-процессов и их мониторинг с целью обеспечения гарантии эффективной работы системы управления.
Закон Sarbanes-Oxley является одним из основных нормативных документов Комиссии по ценным бумагам США, определяющих специализированные требования ко всем компаниям, акции которых котируются на американских фондовых биржах . С 2004 г. все компании, зарегистрированные на фондовой бирже США (US Stock Exchange), и все их дочерние компании обязаны продемонстрировать эффективность системы внутреннего контроля при составлении финансовой отчетности. Генеральные директора и финансовые управляющие должны нести повышенную персональную ответственность за точность и полноту финансовой информации. По закону Sarbanes-Oxley требуются описание, тестирование и мониторинг всей внутренней системы контроля за рисками, влияющими на качество финансовой отчетности. Поэтому сегодня компании сталкиваются с проблемой, касающейся выполнения процессно-ориентированного аудита своих систем внутреннего контроля на предмет выявления их недостатков и непрерывного улучшения.
Данный закон применим и к иностранным эмитентам. Им предоставляются лишь небольшие послабления в области построения системы внутреннего аудита. Среди иностранных эмитентов под действие закона подпадают все компании, акции которых котируются на фондовом рынке США. Кроме того, закон распространяется на компании, которые либо имеют значительный объем деятельности на территории США, либо сотрудничают с правительственными организациями США, либо планируют слияние или тесно связаны по бизнесу с котирующимися на американском фондовом рынке компаниями. Это означает, что все российские компании, которые могут быть отнесены к перечисленным категориям, обязаны к концу финансового года, заканчивающегося после 15 июля 2006 г., внедрить систему внутреннего контроля за формированием финансовой отчетности и произвести оценку эффективности этой системы.
Согласно ст. "302 - Корпоративная ответственность за финансовые отчеты" закона Sarbanes-Oxley руководители предприятий несут личную ответственность, вплоть до уголовной, за достоверность информации в создаваемых финансовых документах, а также за эффективность системы внутреннего контроля по формированию финансовой отчетности. В ст. "404 - Управление и оценка финансового контроля" определены требования к этой системе и процедурам ее оценки. Руководители компаний обязаны документально оценивать систему внутреннего контроля, отразив в отчете все ее существенные недостатки и предполагаемые меры по их устранению. Оценка, утвержденная генеральным и финансовым директорами, должна пройти проверку у внешних аудиторов, обязанных сформировать отдельное заключение, которое будет опубликовано вместе с годовой финансовой отчетностью компании. Таковы основные требования рассматриваемого закона.
В настоящее время во многих странах работают над созданием аналогичных законов, что свидетельствует об актуальности задач по построению системы внутреннего контроля. Однако важно также отметить, что данная система, созданная по требованиям закона Sarbanes-Oxley, является лишь одним из элементов общей системы управления соответствиями. Такая система позволяет идентифицировать основные требования к деятельности компании и обеспечить соответствие им. К подобным требованиям могут относиться законодательные нормативные акты (такие, как закон Sarbanes-Oxley), требования по качеству продуктов/услуг и процессов их создания, отраслевые стандарты, частные требования, выставляемые акционерами и руководством компании.
Следовательно, задача построения системы внутреннего контроля важна не только с точки зрения присутствия на американской или какой-либо другой фондовой бирже, но и с позиции минимизации рисков и снижения степени несоответствия различным стандартам.
В России также предпринимаются меры в данном направлении. Примером является постановление Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.04 г. № 04-1245/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг", предусматривающее наличие в компаниях-эмитентах положения о внутреннем контроле, утвержденного советом директоров. Кроме того, в компании необходимо создать отдельное подразделение, которое должно контролировать выполнение этого положения и докладывать о результатах комитету по аудиту.
Переход России к новым экономическим отношениям повлиял на появление новых видов деятельности, в том числе аудита.
Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 г. подписан Федеральный закон № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Статьей 22 этого Закона предусмотрено, что он вступает в силу (за исключением ряда отдельных положений) по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Официальное опубликование Закона состоялось 9 августа 2001 г. в "Российской газете", следовательно, вступление его в силу произошло 9 сентября 2001 г.
Ранее на протяжении более семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее - Временные правила), утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.
Следует отметить, что Временные правила сыграли в свое время позитивную роль в формировании рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, поскольку на всей территории страны ввели единый порядок организации аудиторской деятельности, дали четкое определение понятию "аудиторская деятельность", установили обязательность лицензирования этой деятельности и аттестации аудиторов, очертили круг объектов, подлежащих аудиторской проверке. В соответствии с этим документом была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации - орган, призванный выполнять государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Несмотря на то, что Временные правила дали мощный толчок развитию в России аудита в целом и отдельных его направлений, в частности общего и банковского аудита, аудита страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, все же этот нормативный акт не мог обеспечить всестороннее законодательное регулирование бурно развивающейся аудиторской деятельности в России.
Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.
Целью данной работы является определение сущности аудита и аудиторской деятельности на основании положений принятого в 2001г. Закона "Об аудиторской деятельности", а также выявление роли государства в регулировании аудиторской деятельности путем законодательного закрепления основных положений об аудите.
Введение
С возникновением рыночной конкуренции перед российскими коммерческими организациями встает задача структурной перестройки системы корпоративного управления в целях обеспечения конкурентоспособности, эффективного функционирования и развития организации в перманентно меняющихся условиях хозяйствования. Одним из главных элементов системы управления организацией является система внутреннего контроля (далее - СВК). В настоящее время внутренний (внутрихозяйственный) контроль в российских организациях приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ). В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная СВК является одним из главных условий успешной деятельности коммерческой организации.
В последние годы у многих компаний возникли проблемы, связанные с финансовой отчетностью, что привело к росту давления акционеров на них в целях существенного повышения качества управления рисками и улучшения контроля за эффективностью системы управления. Согласно закону Sarbanes-Oxley (SOx) эти компании должны принять меры к минимизации рисков ошибок в финансовой отчетности и построению системы контроля за процессами ее составления. Сегодня обязательное требование при проведении таких работ - внедрение эффективных бизнес-процессов и их мониторинг с целью обеспечения гарантии эффективной работы системы управления.
Закон Sarbanes-Oxley является одним из основных нормативных документов Комиссии по ценным бумагам США, определяющих специализированные требования ко всем компаниям, акции которых котируются на американских фондовых биржах . С 2004 г. все компании,