Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Идейность и смежные с нею концепты в идиостиле Чехова".
В лингвистических исследованиях последних лет особое место занимает когнитивная лингвистика, акцентирущая проблему «человеческого фактора в языке» (Ю.Н. Караулов 1988). Изучение концептосферы художественных текстов русской классической литературы несомненно выводит нас на уровень ключевых слов национального языка и культуры с присущей им мифопоэтической символикой, высвечивает нравственные ориентиры нации. Известно, что лексический анализ текста и целостное художественное произведение находятся в постоянном, непримиримом конфликте друг с другом. Пословное дробление текста чревато опасностью разрушить его художественную целостность, оттеснить на второй план и выхолостить мысль автора. Слово как духовная сущность и национальный феномен может быть раскрыто лишь в синтезе литературоведческого и лингвистического анализов, что возможно осуществить именно через концептуальный анализ текста.
Антропоцентрический принцип когнитивизма позволяет изучать язык «не в самом себе и для себя», а для более глубокого постижения его носителя (Е.С. Кубрякова 1986). Язык пьес А.П.Чехова в этом плане представляет богатый материал для раскрытия творческой личности писателя, поскольку именно драматические произведения писателя по сути, вбирают в себя все многообразие его идейных взглядов.
Выбор для исследования текстов именно этого писателя и драматурга обусловлен тем, что творчество именно этого писателя оказывает наиболее сильное воз¬действие на духовное формирование его читателей. Экзистенциальные во¬просы, поднимаемые в произведениях А.П.Чехова, относятся к числу вневременных. Однако воздействие произведений Чехова на читателей определяется и тем, как именно они воспринимают фило¬софию автора. Подробный анализ реализации в текстах Антона Павловича одного из ключевых для писателя концептов идейности позволяет сделать ряд обоснованных выводов и о его философских взглядах. В свете сказанного тема нашего исследования «Концепт «идейность» и смежные с нею концепты в идиостиле А.П.Чехова».
Объектом нашего исследования явились драматические произведенияА.П.Чехова.
Предметом исследования послужила концептосфера идейность и составляющие поле концепта лексемы в идиостиле Чехова.
Цель настоящей работы составило вы¬явление содержания концепта «идейность» в текстах А.П.Чехова и анализ развития их семантики в связи с формированием и развитием картины мира писателя. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих конкретных задач:
1.Дать определение понятия «концепт» и выявить структуру концепта.
2. Рассмотреть особенности концепта «идейность» в структуре художественного текста А,Чехова.
3. Проанализировать особенности к лексем, составляющих семантическое поле концепта «идейность».
Материалом для настоящего исследования послужили тексты следующих драматических произведений «Чайка» (комедия), «Вишневый сад» (комедия), «Дядя Ваня» (сцены из деревенской жизни ), «Три сестры» (драма), «Юбилей» ( Шутка в одном действии), «Леший» ( Комедия в 4-х действиях), «На большой дороге» ((Драматический этюд в одном действии), «О вреде табака (Сцена-монолог в одном действии), «Ночь перед судом» ( одном действии), «Предложение (Шутка в одном действии), «Свадьба» (Сцена в одном действии), «Татьяна Репина» (Драма в одном действии), «Трагик поневоле» (Из дачной жизни), «Юбилей» (Шутка в одном действии)
Помимо собственно художественных текстов в работе широко использовались материалы современных толковых, фразеологических, этимологических и энциклопедических словарей, нашли свое отражение пословицы и поговорки русского народа, собранные В.И. Далем, тексты Св. Писания, данные личной картотеки, насчитывающей около 3 тысяч карточек.
Теоретическая значимость исследования состоит в системном структурировании концетросферы драматических произведений, в которой рассматривается ядерный художественный концепт «идейность» и составляющие его лексемы.
Теоретической базой данного исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по лингвистике текста, когнитивной лингвистике и лингвокультурологии Н.Д.Арутюновой, В.В.Колесова, Е.С.Кубряковой, В.И.Карасика, Ю.С.Степанова, Д.С.Лихачева и др.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования материала и полученных результатов исследования в преподавании курса «Филологический анализ текста» в вузе, а также курса русской словесности в классах с гуманитарным уклоном в средних школах.
В работе использовались следующие методы исследования: концептуальный (слово описывается как концепт в самых разных его проявлениях и развитии); семантико-стилистический (концептуальное значение словесного знака исследуется в эмоционально окрашенных контекстах); описательный
Структура работы. Робота состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.