Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме психология исполнения. стили подчинения, типология подчиненных
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в нашей стране, существование предприятий разных форм собственности, функционирование организаций в условиях рыночной экономики актуализируют проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. В этой связи на передний план выступают психологические аспекты оптимизации процессов руководства и подчинения, обеспечения эффективного управления современным предприятием с учетом особенностей менталитета российского менеджмента. Новые социально-экономические и организационные реалии в российской экономике (к числу наиболее значимых необходимо отнести смену форм и отношений собственности) обусловили существенную динамику социально-психологических феноменов в организации. Выявление изменений, связанных с этой динамикой, актуальная задача психологической науки. Новые социально-экономические условия наиболее существенно влияют не только на психологию современного руководителя (прежде всего его экономическое мышление), безусловно, играющего особую роль в организации, но и на психологию подчиненного, который, обладая своими личностными характеристиками и представлениями, в свою очередь воздействует на эффективность деятельности . При этом особую теоретическую и практическую значимость приобретает анализ когнитивных процессов, в частности содержания представлений об идеальном руководителе, отражающих систему требований к методам и стилю управления руководителя, а также приоритеты и критерии его оценивания. Соответствие качеств реального руководителя и требований, предъявляемых к нему подчиненными, становится одним из ведущих факторов формирования его авторитета, успешности взаимодействия в системе «руководство-подчинение». Данное обстоятельство определяет
теоретическую и практическую актуальность исследования важнейшей составляющей психологических отношений в подсистемах управления-социальных представлений подчиненных об идеальном руководителе в условиях реальных социально-экономических и организационных изменений в микро- и макросреде. Особое значение данная постановка проблемы приобретает в контексте теоретических задач современной социальной психологии, прежде всего, исследования влияния культурно-исторического фактора как на социальные представления людей об управлении, управленческих процессах в организации и его субъектах, так и на психологические явления реального управленческого взаимодействия, а также психологических закономерностей взаимодействия социально-психологических и социально-экономических (включая организационные) переменных в изменяющемся обществе. В отечественной и зарубежной психологии управления накоплен достаточно большой объем знаний, связанных с изучением личности и деятельности руководителя, его стиля и методов руководства, их влияния на эффективность управленческого взаимодействия (Р.Стогдилл, Э.Мейо, Р.Лайкерт, Е.С.Кузьмин, А.Л.Свенцицкий, А.Л.Журавлев, Р.Л.Кричевский, А.И.Китов, А.В.Филлиппов, А.Г.Ковалев, В.Ф.Рубахин и др.). Особенно интенсивно эти вопросы изучались в 70-80-е годы XX века. Наибольший интерес, применительно к теме нашего исследования, представляют отечественные и зарубежные работы, которые посвящены проблемам субъективных эталонов и ролевых ожиданий в системе «руководство-подчинение» . Было отмечено, что содержание представлений о личности руководителя составляют эталонные требования, которые формируются под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе, личного опыта и идеальных представлений о множестве качеств личности (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Е.Е.Вендров, , А.Л.Журавлев, Р.Б.Гительмахер, А.И.Китов, А.Г.Ковалев, Р.Л.Кричевский Е.С.Кузьмин. Однако следует отметить, что исследования проблематики психологии управления в большей степени связывались с изучением вопросов руководства и подчинения при главенствующей роли руководителя в системах управления организацией. Психологии же подчиненного (исполнителя) уделялось, несмотря на ее важность и значимость в становлении эффективного управленческого взаимодействия, значительно меньше внимания. Традиционно исследователей привлекали аспекты межличностного восприятия в системе «руководство-подчинение» (Т.Ю.Базаров, Н.В.Бахарева, Н.В.Волкова, Р.Б.Гительмахер, Н.А.Никифорова, А.Л.Свенцицкий и др.), характеристики (свойства) исполнения и исполнительской деятельности (А.Л.Журавлев, В.Е.Резников, В.В.Скворцов, В.А.Хащенко, В.А.Ядов), а также проблемы формирования авторитета руководителя (А.И.Китов, Г.Велтруска, Динь Ле Хао, Е.П.Шевелева, Е.А.Самков, Ю.П.Степкин, Р.Л.Кричевский и др.). Значительно меньше в теоретическом и особенно в эмпирическом плане изучены социально-психологические проблемы типологии подчиненных, когнитивные аспекты психологического отношения подчиненных к руководителю, а также влияние на него организационных, деятельностных и прежде всего личностных (индивидуально-психологических и социально-психологических) особенностей.
В конце XX века все большую для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное — развивать и совершенство¬вать себя.