Содержание:
1.Системный подход в менеджменте. 4
2. Основные подходы к формированию стратегии фирмы. 5
3. Государственная поддержка развития бизнеса. 6
4. Психологические аспекты принятия и реализации решений. 7
5. Налоги как инструмент бюджетного регулирования. 9
6. Целевой подход в управлении (миссия, цель, задачи). 12
7. Бизнес-план как конкретизация деловой стратегии фирмы. 13
8. Понятие функциональной стратегии, ее цели и задачи. 14
9. Проблемы организации в менеджменте. 15
10. Характеристика разновидностей моделей организации: классическая, бюрократическая, ситуационная, рыночная (предпринимательская) и др. 17
11. Структуры управления организациями. 23
12. Финансовый контроль как инструмент управления экономикой. 26
13. Управленческая консультационная деятельность. 28
14. Управление персоналом: сущность и цели. 29
15. Кадровая политика: основные направления, цели, задачи. 30
16. Человеческий фактор в системе управления. 31
17. Социальные проблемы менеджмента и их эволюция. 32
18. Управление персоналом как функция менеджмента 34
19. Проблемы лидерства в менеджменте. 34
20. Цели создания социальной и психологической служб организации. 36
21. Менеджер в системе управления организацией. 37
22. Система управления качеством продукции. 39
23. Сущность, содержание и формы организации финансового менеджмента. 40
24. Управление ценовой стратегией фирмы. 43
25. Управление деловой карьерой в организации. 44
26. Закон спроса и закон предложения. 46
27. Управленческие аспекты финансовой деятельности организации. 48
28. Рыночная цена и факторы, ее определяющие. 49
29. Полезность товара. Теория предельной полезности. 50
30. Кадровые службы организаций в условиях рыночных отношений: особенности формирования и функции. 52
31. Организационная основа кадрового менеджмента в банковской сфере. 53
32. Классификация рынков. 55
33. Конкуренция и ее виды. 57
34. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. 58
35. Олигополия. Теория олигополистического ценообразования. 60
36. Организационно-правовые формы предпринимательства. 61
37. Прибыль предприятия и факторы, ее определяющие. 63
38. Экономическая эффективность работы предприятий. 64
39. Заработная плата и ее формы. 66
40. Рынок ценных бумаг: основные инструменты и участники. 67
41. Сущность и функции денег. Закон денежного обращения. 68
42. Банковская система России и принципы ее построения. 69
43. Собственность и современные тенденции ее развития. 70
44. Типы банков, основные виды банковской деятельности. 71
45. Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость. 72
46. Товарные биржи. Основные виды биржевых сделок 73
47. Место и роль информационных технологий в процессе принятия управленческих решений. 74
48. Структура налоговой системы России (НК РФ). 75
49. Методы и формы государственного регулирования экономики. 78
50. Предпринимательская способность как фактор производства. 79
51. Корпоративное управление современной компанией: сущность и значение для развития рынка. 80
52. Порядок принятия управленческих решений. 82
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к экзамену по менеджменту организаций и экономической теории
Системный подход — это такое направление методо¬логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-эко¬номической системы.
В наиболее общем виде под системой понимается со¬вокупность взаимосвязанных элементов, образующих оп¬ределенную целостность, некоторое единство.
Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновре¬менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — эле¬ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо¬рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ¬ляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет¬ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства¬ми самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать мно¬жество кибернетических, экономических и математиче¬ских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Как отмечалось выше, при системном подходе важ¬ное значение приобретает изучение характеристик орга¬низации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».
При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с ка¬кими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременны¬ми. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспо¬собная продукция либо услуги.
Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, тру¬довых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уров¬ня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло¬гии, особенности организации производства, труда и уп¬равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает иссле¬дование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объ¬екта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факто¬ры и пути ее совершенствования.
Таким образом, системный подход позволяет нам ком¬плексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уров¬не конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, вы¬явить характер проблем входа, процесса и выхода. Приме¬нение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Комплексный подход предполагает учитывать при ана¬лизе как внутреннюю так и внешнюю среду организа¬ции. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, эко¬логические и др. Факторы — важные аспекты при ана¬лизе организаций и, к сожалению, учитываются не все¬гда. Например, часто социальные вопросы при проек¬тировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не все¬гда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабо¬чих и в итоге — к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов долж¬ным образом не учитываются социально-психологичес¬кие аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплекс¬ный подход является необходимым условием при реше¬нии задачи анализа организации.