Содержание:
Вопросы к экзамену по стратегическому менеджменту
1. Современная философия и парадигма управления: ситуационный, системный,
инновационный и стратегический подходы.
2. Стратегические проблемы, связанные с социально-политической средой, с международной
средой, с производственными и рыночными факторами, с внутренней средой организаций.
3. Стратегические решения как основа предпринимательского успеха фирмы, их роль в
теории стратегии и в практическом стратегическом менеджменте.
4. Фирма как активная организационная, социальная и экономическая система.
Стратегический и операционный аспекты управления фирмой.
5. Современная концепция рыночной ориентации фирмы.
6. Понятие стратегии организации.
7. Понятие стратегического управления, его происхождение, место и роль в системе
управления, отличия от текущего управления.
8. Составляющие элементы системы стратегического управления
9. Основные организационные уровни разработки стратегии.
10. Эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента:
стратегическое планирование, бюджетирование, стратегическое управление.
11. Концепции, школы и современные подходы в стратегическом менеджменте.
12. Сущность стратегического планирования. Структурные элементы. Методология
стратегического планирования.
13. Модель процесса стратегического планирования. Элементы стратегического
планирования. Построение стратегической пирамиды.
14. Концепция (миссия) бизнеса: понятие, роль, основные группы влияния, факторы и правила
разработки.
15. Стратегическое видение: понятие, содержание, методы и логика.
16. Взаимосвязи концепции бизнеса, стратегического видения, целей и стратегии.
17. Концепция жизненного цикла организации. Деловое развитие компании
18. Стратегии роста, развития и спада.
19. Конкурентные стратегии.
20. Корпоративные, функциональные и бизнес-стратегии.
21. Роль и место маркетинга в стратегическом менеджменте. Соотношение стратегического
маркетинга и менеджмента.
22. Стратегии маркетинга, связанные с сегментацией рынка, разработкой товара, его
жизненным пикетом, ценообразованием, товародвижением, стимулированием сбыта,
рыночным поведением, удержанием конкурентных преимуществ.
23. Политическая, социокультурная, экономическая, правовая и технологическая компоненты
окружения компании. Влияние факторов макросреды на российские предприятия. ПЕСТ -
анализ.
24. Техника формирования базы данных: сканирование среды, мониторинг среды и
прогнозирование.
25. Соотношение понятий рынок и отрасль. Концепция жизненного цикла отрасли.
Фрагментированные и консолидированные отрасли. Барьеры вхождения в отрасль.
26. Структура и масштабы конкуренции. Модель М.Портера.
27. Ключевые факторы успеха (КФУ)
28. Цели, принципы и методы анализа ресурсного потенциала (внутренних возможностей)
предприятия.
29. Цепочка ценностей М.Портера и методология анализа потенциала предприятия.
30. Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования
ресурсов.
31. Анализ имущественного комплекса предприятия.
32. Анализ финансового состояния предприятия.
33. Анализ трудовых ресурсов.
34. Позиционирование предприятия в отрасли. Рыночная ниша и доля.
35. Определение стратегических ресурсов предприятия (осязаемые и неосязаемые ресурсы).
36. Диагностика компании: корпоративная культура и персонал.
37. Понятие устойчивых конкурентных преимуществ и направления их достижения.
38. Портфельный анализ. Сравнительный анализ прочности бизнеса и привлекательности
отрасли (матрица БКГ и матрица ОЕ).
39. Матрица товар/рынок И. Ансоффа.
40. Понятие и структура стратегического потенциала. Методы его определения.
41. Характеристика стратегического потенциала с помощью матриц БКГ, Мак-кинси, модели
влияния ключевых факторов успеха на долгосрочную прибыльность (Р1М2).
42. Методологические подходы к формированию стратегии организации. Анализ
стратегических альтернатив.
43. Матричные методы выбора стратегии. Оценка выбранной стратегии.
44. Формирование матрицы 8\УОТ-анализа.
45. Виды базовых корпоративных стратегий: стратегии роста, стратегии стабилизации,
стратегии выживания, стратегии сокращения.
46. Стратегии роста: концентрированного роста, интегрированного роста и
диверсифицированного роста.
47. Выбор корпоративной стратегии на основе результатов портфельного анализа.
48. Формирование конкурентных стратегий.
49. Использование наступательных и оборонительных конкурентных стратегий.
50. Технологическая стратегия и техническая политика организации.
51. Финансово-инвестиционные стратегии.
52. Социальные стратегии и стратегии управления персоналом.
53. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
54. Организационный механизм реализации стратегии.
55. Организационная структура как объект стратегических изменений.
56. Организационная культура как объект стратегических изменений.
57. Контроллинг в системе стратегического управления.
58. Условия и содержание работ по осуществлению изменений в организациях. Методы
осуществления стратегических изменений.
59. Сопротивление изменениям. Управление сопротивлением.
60. Стратегия развития региональной системы потребительской кооперации Волгоградской
области.
Выдержка из работы:
1. Современная философия и парадигма управления: ситуационный, системный, инновационный и стратегический подходы
Системный подход:
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.
В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте.
Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.