Содержание:
            
                Вопросы к экзамену по стратегическому менеджменту
1.	Современная философия и парадигма управления: ситуационный, системный,
инновационный и стратегический подходы.
2.	Стратегические проблемы, связанные с социально-политической средой, с международной
средой, с производственными и рыночными факторами, с внутренней средой организаций.
3.	Стратегические решения как основа предпринимательского успеха фирмы, их роль в
теории стратегии и в практическом стратегическом менеджменте.
4.	Фирма    как    активная    организационная,    социальная    и    экономическая    система.
Стратегический и операционный аспекты управления фирмой.
5.	Современная концепция рыночной ориентации фирмы.
6.	Понятие стратегии организации.
7.	Понятие стратегического управления, его происхождение, место и роль в системе
управления, отличия от текущего управления.
8.	Составляющие элементы системы стратегического управления
9.	Основные организационные уровни разработки стратегии.
10.	Эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента:
стратегическое планирование, бюджетирование, стратегическое управление.
11.	Концепции, школы и современные подходы в стратегическом менеджменте.
12.	Сущность стратегического планирования. Структурные элементы. Методология
стратегического планирования.
13.	Модель процесса стратегического планирования. Элементы стратегического
планирования. Построение стратегической пирамиды.
14.	Концепция (миссия) бизнеса: понятие, роль, основные группы влияния, факторы и правила
разработки.
15.	Стратегическое видение: понятие, содержание, методы и логика.
16.	Взаимосвязи концепции бизнеса, стратегического видения, целей и стратегии.
17.	Концепция жизненного цикла организации. Деловое развитие компании
18.	Стратегии роста, развития и спада.
19.	Конкурентные стратегии.
20.	Корпоративные, функциональные и бизнес-стратегии.
21.	Роль и место маркетинга в стратегическом менеджменте. Соотношение стратегического
маркетинга и менеджмента.
22.	Стратегии маркетинга, связанные с сегментацией рынка, разработкой товара, его
жизненным пикетом, ценообразованием, товародвижением, стимулированием сбыта,
рыночным поведением, удержанием конкурентных преимуществ.
23.	Политическая, социокультурная, экономическая, правовая и технологическая компоненты
окружения компании. Влияние факторов макросреды на российские предприятия. ПЕСТ -
анализ.
24.	Техника формирования базы данных: сканирование среды, мониторинг среды и
прогнозирование.
25.	Соотношение понятий рынок и отрасль. Концепция жизненного цикла отрасли.
Фрагментированные и консолидированные отрасли. Барьеры вхождения в отрасль.
26.	Структура и масштабы конкуренции. Модель М.Портера.
27.	Ключевые факторы успеха (КФУ)
28.	Цели, принципы и методы анализа ресурсного потенциала (внутренних возможностей)
предприятия.
29.	Цепочка ценностей М.Портера и методология анализа потенциала предприятия.
30.	Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования
ресурсов.
31.	Анализ имущественного комплекса предприятия.
32.	Анализ финансового состояния предприятия.
33.	Анализ трудовых ресурсов.
34.	Позиционирование предприятия в отрасли. Рыночная ниша и доля.
35.	Определение стратегических ресурсов предприятия (осязаемые и неосязаемые ресурсы).
36.	Диагностика компании: корпоративная культура и персонал.
37.	Понятие устойчивых конкурентных преимуществ и направления их достижения.
38.	Портфельный анализ. Сравнительный анализ прочности бизнеса и привлекательности
отрасли (матрица БКГ и матрица ОЕ).
39.	Матрица товар/рынок И. Ансоффа.
40.	Понятие и структура стратегического потенциала. Методы его определения.
41.	Характеристика стратегического потенциала с помощью матриц БКГ, Мак-кинси, модели
влияния ключевых факторов успеха на долгосрочную прибыльность (Р1М2).
42.	Методологические подходы к формированию стратегии организации. Анализ
стратегических альтернатив.
43.	Матричные методы выбора стратегии. Оценка выбранной стратегии.
44.	Формирование матрицы 8\УОТ-анализа.
45.	Виды базовых корпоративных стратегий: стратегии роста, стратегии стабилизации,
стратегии выживания, стратегии сокращения.
46.	Стратегии роста: концентрированного роста, интегрированного роста и
диверсифицированного роста.
47.	Выбор корпоративной стратегии на основе результатов портфельного анализа.
48.	Формирование конкурентных стратегий.
49.	Использование наступательных и оборонительных конкурентных стратегий.
50.	Технологическая стратегия и техническая политика организации.
51.	Финансово-инвестиционные стратегии.
52.	Социальные стратегии и стратегии управления персоналом.
53.	Стратегия внешнеэкономической деятельности.
54.	Организационный механизм реализации стратегии.
55.	Организационная структура как объект стратегических изменений.
56.	Организационная культура как объект стратегических изменений.
57.	Контроллинг в системе стратегического управления.
58.	Условия и содержание работ по осуществлению изменений в организациях. Методы
осуществления стратегических изменений.
59.	Сопротивление изменениям. Управление сопротивлением.
60.	Стратегия развития региональной системы потребительской кооперации Волгоградской
области.
            
          
        
          
            Выдержка из работы:
            
              1. Современная философия и парадигма управления: ситуационный, системный, инновационный и стратегический подходы
Системный подход:
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.
В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте.
Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
 Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая  система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
 Модель организации как открытая система: организация  имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.