Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мотивация
Мотивы человеческой деятельности
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, которая вы¬зывает состояние дискомфорта).
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (обучении); первичными (в факторах, обеспе¬чивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: мини¬мальный обеспечивает выживание; нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться и отража¬ется в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удов¬летворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.
При осознании потребностей у человека возникает жела¬ние их удовлетворить, а следовательно интерес к тому, что позволит это сделать. Таким образом, причины того или ино¬го типа поведения людей упираются в конечном счете в их интересы. Однако, интересы могут повлиять на поведение людей, стать его внутренними и внешними мотивами (побу¬дительными моментами, управляющими поступками людей и вызванными к жизни совпадением внутренних и внешних об¬стоятельств) только в случае реальной возможности их осуществить и добиться желаемого. Мотивы работников во мно¬гом зависят от возраста, пола, социального положения.
Мотивы могут быть обусловлены стремлением человека об¬ладать какими-то не принадлежащими ему объектами или на¬оборот — избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохра¬нить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремлением от него избавиться. Например, ин¬тересная работа приносит человеку наслаждение и он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.
Процесс, в рамках которого формируются условия, побуж¬дающие людей к деятельности, в единстве реализующей цели индивида и организации, получил название мотивации. Этот процесс состоит из двух элементов: внешнего целенаправленного воздействия на человека с помощью соответствующих условий и его внутренней психологической деятельности по формиро¬ванию механизма мотивации (выбор целей, их упорядочение, разработка программ достижения).
Мотивация может быть внутренней (отношение к: делу, мо¬ральные обязательства и пр.) и внешней (действия других лю¬дей, предоставляющиеся возможности). На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовест¬нее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания.
Таким образом, добиться от них желаемого уровня результа¬тивности поведения можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровней внутренней мотивации или воспользоваться внешней с помощью стимулов (own. stimulus — заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных). Стимулы призваны обеспечить повиновение человека вообще, целенап¬равленное поведение путем ограничения или расширения его возможностей удовлетворять потребности